Мультипликаторные катушки(ремонт, регламент и иные вопросы)

Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.

Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.

Основные характеристики мультипликаторных катушек

Мощность

Мультипликаторные катушки различаются по мощности. О мощности катушки свидетельствуют три параметра указываемые производителем в технических характеристиках катушки:

  • Максимальная нагрузка на фрикцион — указывается в килограммах, чем мощнее катушка, тем большую максимальную нагрузку на фрикцион она выдерживает.
  • Рекомендуемый диаметр лески — указывается в миллиметрах, чем мощнее катушка, тем больше рекомендуемый диаметр лески.
  • Передаточное число катушки — передаточным числом катушки называется соотношение количества оборотов ручки к количеству оборотов самой шпули, чем меньше передаточное число катушки, тем большими тяговыми характеристиками она обладает.

Тормозная система

Мультипликаторные катушки могут оснащаться тремя типами тормозных систем:

  • Осевой механический тормоз — при его затягивании происходит поджимание шпули катушки, что позволяет настраивать скорость ее вращения и уменьшает вероятность появления перебежки, но одновременно при этом снижается дальность дистанции заброса.
  • Магнитная тормозная система — позволяет с помощью магнитов гасить скорость вращения шпули непосредственно во время заброса без прикосновения к шпуле, эффективен при малой и средней скорости вращения шпули.
  • Центробежная тормозная система — активируется при высокой скорости вращения шпули, чем выше скорость вращения, тем активнее работает такой тормоз, чем меньше скорость вращения шпули, тем меньше притормаживает ее тормоз.

Большинство современных мультипликаторных катушек оснащены сразу несколькими тормозами.

Лесоукладыватель

Лесоукладыватель мультипликаторной катушки расположен на бесконечном червячном винте и обеспечивает равномерное наматывание лески (шнура) на шпулю катушки.

Мультипликаторные катушки оснащаются двумя типами лесоукладывателей:

  • Неотключаемый лесоукладыватель — перемещается синхронно с вращением шпули, надежен, чаще используется в катушках-«бочонках», хорошо подходит для ловли на джерки и для тяжелого джига, но может снижать дальность заброса.
  • Отключаемый лесоукладыватель — чаще используется в низкопрофильных катушках, хорошо подходит для ловли на легкие и средние по весу приманки.

Глазок лесоукладывателя может быть:

  • Проволочный — подходит для ловли на монофильную леску
  • Керамический — дольше выдерживает нагрузку от постоянного трения, хорошо подходит для плетенного шнура

Ручка

Ручка мультипликаторной катушки может располагаться с левой или с правой стороны катушки. Рыболовам, привыкшим ловить на спиннинг с безынерционной катушкой, будут более удобны мультипликаторные катушки с левосторонней ручкой, выполнив заброс правой рукой, можно левой рукой начинать подмотку лески.

Рыболовам, привыкшим ловить на спиннинг с инерционной катушкой, будут более удобны мультипликаторные катушки с правосторонней ручкой, выполнив заброс правой рукой, они переложат удилище в левую руку и затем правой рукой могут начать подмотку лески.

При выборе мультипликаторной катушки в магазине, попробуйте катушки как с левосторонней, так и с правосторонней ручкой и приобретите ту, которая покажется вам более удобной.

Ответы на часто задаваемые вопросы. Отвечает наш эксперт:

— Как узнать пора ли проводить ТО рыболовной катушки? — Для определения необходимости технического обслуживания катушки необходимо: снять шпулю и обратить внимание на шток, к которому крепится шпуля. При вращении рукояти, на нём виднеется смазка, если смазка тёмного цвета – пора отправлять катушку на обслуживание в сервисный центр

Тёмная смазка свидетельствует о том, что частички износа металла попали в смазку, что в свою очередь, будет приводить к повышенному износу частей катушки, к увеличению люфтов, и, следовательно, к снижению срока службы вашей катушки.

— Можно ли провести сезонное обслуживание катушек в домашних условиях? — Да, существует множество официальных инструкций по проведению ТО катушек. Однако, мы крайне не рекомендуем самостоятельно разбирать рыболовные катушки, без специальных навыков. В интернете распространено множество различных фото и видео-инструкций как правильно разобрать и смазать катушку, но в большинстве случаев, такие инструкции написаны любителями, которые не всегда правильно описывают нюансы определённых катушек

Важно использовать различные смазки и масла для определённых элементов катушки, зачастую, неправильно выбранная смазка приводит к отказу или неправильной работе катушки (например, ошибочная смазка обгонной муфты густой смазкой приводит к отказу мгновенного стопора обратного хода)

г. Москва, ул. Беломорская, д. 4

Интернет магазин www.proffish.ru

– все для рыбалки и рыбаков.

Выгодная цена и доставка по всей территории РФ.

Настройка фрикциона

Настройка первого нужна при кардинальной смене наживки с разным весом, парусностью и размером. Второй фрикцион необходим при торможении лески во время заброса. Он не требует частой отстройки и обычно настраивается сразу после покупки или на первой рыбалке. Затем его долго не трогают.

Настраивать мультипликаторные катушки следует с максимально выставленными центробежными грузиками. Затем, по мере надобности, можно отключать по одной паре, выбрав оптимальную работу фрикциона. Надо добиться, чтобы после приводнения мультипликатор сам переставал вращаться. Но нельзя и «перетянуть» фрикционный механизм, когда леска будет стравливаться с усилием.

Выбирайте катушки с металлическим корпусом и фрикционом, это увеличит срок службы и надежность вашей покупки. Чаще всего в роли металла выступают алюминиевые сплавы. А вот пластиковые катушки являются более бюджетным вариантом и нужно быть готовым к тому, что служить такой мультипликатор будет меньше чем такой же, но изготовленный из алюминия.

  • механический (осевой);
  • центробежный (магнитный).

Основные характеристики МК

Мультипликатор — что это? Это катушка, в основе работы которой инерционный принцип. Ее конструкция напоминает лебедку. Шпуля, связанная с ручкой посредством редуктора, вращается на подшипниках.

  • Передаточное отношение от 2,5 до 6,3 к 1. Чем больше отношение, тем меньше тяга. Мультипликаторы для морской рыбалки, обычно, имеют 2 передачи, переключение которых осуществляется при помощи рычага. Для пресных водоемов оптимально передаточное число в пределах от 4,7 до 5,2 к 1;
  • Во всех мультипликаторах есть механизм, разобщающий шпулю и редуктор, чтобы шпуля при забросе вращалась свободно. Разобщение происходит после нажатия на рычаг или на клавишу;
  • Для предотвращения наматывания лески в обратном направлении разработана система, подтормаживающая шпулю при забросе. Если система прогрессивная (пластиковые грузики), тормозное усилие прямо пропорционально скорости, с которой вращается шпуля. Если постоянная (магниты), рыболов сам фиксирует тормозное усилие;
  • Монтаж фрикционных шайб осуществляется на оси ручки, поэтому их воздействие происходит на колесо передач. Затягивая фрикцион слишком сильно, вы рискуете сломать это колесо;
  • Вес легких моделей для силовой рыбалки от 300 до 700 грамм, тяжелые весят от 900 грамм до полутора килограмма. Вес мультипликаторов для ловли в заброс от 200 до 300 грамм.

У троллинговых моделей есть счетчик лески

Для чего она нужна?

Мультипликатор используется для ловли рыбы в заброс с берега или с лодки, а также для силовой рыбалки в отвес или методом троллинга.

Обслуживание и ремонт рыболовных катушек

Профессиональная мастерская, официально сертифицированный центр Daiwa предлагает свои услуги по техническому обслуживанию , мелкому и сложному ремонту безынерционных , мультипликаторных , морских безынерционных и морских электрических мультипликаторных катушек : Москва Преображенская площадь , Колодезный переулок дом 14 1/ Смазка и регулировка новых катушек ( безынерционные и мультипликаторные) . Мелкий ремонт , полировка шпуль , дужек , замена роликов итд.

2/ Полное техническое обслуживание спиннинговых и мультипликаторных катушек любых производителей . .

3 / Ремонт с заказом зап. частей для спинниговых мультипликаторыных катушек DAIWA ; SHIMANO японского рынка , ABU Garcia мультипликторных .Заполнение картриджей MAG seal DAIWA

4/ Ремонт с заказом зап. частей для SHIMANO / DAIWA американского рынка с заказом зап. частей , PENN мультипликаторных американского рынка

5/ Установка комплектов дополнительных подшипников на безынерционные катушки DAIWA / SHIMANO

6 / Установка шпульных подшипников на мультипликаторыные катушки DAIWA /SHIMANO / ABU GARCIA нержавейка , гибриды от Hedgehog Studio / Boca bearings

7/ Установка и замена к-нобов оригинальных Shimano /Daiwa / и тюнинг версии от Avail / RCS на безынерционные и мультипликаторные катушки.

8 / Техническое обслуживание и ремонт с заказом зап. частей морских безынерционных и мультипликаторных катушек , а так же ремонт механической части электрических морских мультипликаторных катушек

9 / Замена передаточных чисел главных пар по желанию заказчика

10 / Поддерживаем расходный склад зап. частей и подшипников на топовые и под топовые линейки безынерционных и мультипликаторных катушек DAIWA / SHIMANO японского и американского рынков.

Профессиональная мастерская, официально сертифицированный центр Daiwa предлагает свои услуги по техническому обслуживанию , мелкому и сложному ремонту безынерционных , мультипликаторных , морских безынерционных и морских электрических мультипликаторных катушек : Москва Преображенская площадь , Колодезный переулок дом 14

1/ Смазка и регулировка новых катушек ( безынерционные и мультипликаторные) . Мелкий ремонт , полировка шпуль , дужек , замена роликов итд.

2/ Полное техническое обслуживание спиннинговых и мультипликаторных катушек любых производителей . .

3 / Ремонт с заказом зап. частей для спинниговых мультипликаторыных катушек DAIWA ; SHIMANO японского рынка , ABU Garcia мультипликторных .Заполнение картриджей MAG seal DAIWA

4/ Ремонт с заказом зап. частей для SHIMANO / DAIWA американского рынка с заказом зап. частей , PENN мультипликаторных американского рынка

5/ Установка комплектов дополнительных подшипников на безынерционные катушки DAIWA / SHIMANO

6 / Установка шпульных подшипников на мультипликаторыные катушки DAIWA /SHIMANO / ABU GARCIA нержавейка , гибриды от Hedgehog Studio / Boca bearings

7/ Установка и замена к-нобов оригинальных Shimano /Daiwa / и тюнинг версии от Avail / RCS на безынерционные и мультипликаторные катушки.

8 / Техническое обслуживание и ремонт с заказом зап. частей морских безынерционных и мультипликаторных катушек , а так же ремонт механической части электрических морских мультипликаторных катушек

9 / Замена передаточных чисел главных пар по желанию заказчика

10 / Поддерживаем расходный склад зап. частей и подшипников на топовые и под топовые линейки безынерционных и мультипликаторных катушек DAIWA / SHIMANO японского и американского рынков.

Достоинства и недостатки мультипликатора

Достоинства мультипликатора:

  • можно использовать приманки в тяжёлом весе;
  • не перекручивается рыболовная леска;
  • центр тяжести сосредоточен на бланке (в зоне работы руки), что удобно при манипуляциях со снастью;
  • точность заброса;
  • возможность контролировать заброс;
  • небольшие габариты;
  • мощная тяга;
  • возможность выполнять дальние забросы;
  • отсутствие парусности в момент проводки в ветреную погоду;
  • возможность усовершенствования качеств мультипликатора за счёт тюнинга;
  • высокая чувствительность к поклёвкам.

Недостатки мультипликаторной катушки:

  • дороговизна;
  • необходим специальный спиннинг (кастинг) с верхним или спиральным размещением колец;
  • постоянная регулировка системы тормоза;
  • систематическое обслуживание;
  • бережная эксплуатация;
  • не подходит для рыбалки зимой;
  • дискомфорт при держании катушки.

Настройка

Особенность мультипликаторной катушки заключается в том, что для эффективной работы её необходимо грамотно настроить по нескольким направлениям. Конструкция центробежного тормоза мультипликатора оснащена съёмными грузиками, регулирующими, с какой скоростью вращается шпуля. При помощи них происходит гашение вращения шпули по инерции. Именно поэтому нельзя снимать все грузики с катушки. При большом весе приманки лучше оставить на месте все грузы для лучшего торможения при мощном забросе. Для рыбалки на лёгкие приманки лучше будет снять несколько грузов в зависимости от веса наживки.

Далее необходимо настроить механический тормоз. Его регулировка тоже осуществляется в зависимости от веса приманки. Обычно его затягивают до такого состояния, пока свободно вывешенная на леске приманка не перестаёт опускаться на землю. Если после взмаха удилищем приманка опустится на несколько десятков сантиметров – значит, тормоз отрегулирован правильно.

При таком положении тормозов можно спокойно забрасывать приманку, не опасаясь, что леска запутается на первом же забросе.

Последовательность смазки

Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.

Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.

Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.

Для чего весь этот винегрет с несколькими тормозами на катушке?

Бейткастинговая катушка — это улучшенный механизм старых добрых инерционок. И основная беда при работе с ними — «борода». Или, как сейчас, правильно говорят «перебежка». Возникают «бороды» в большинстве случаев в двух фазах заброса:

  • В начале заброса, когда шпуля имеет максимальную скорость вращения и приманка не успевает вытянуть леску. Леска сначала складывается на барабане, а затем наматывается, но уже в обратном направлении.
  • В конце заброса, перед приводнением приманки. И вновь виновником торжества становится скорость вращения шпули. Блесна уже готова встретиться с точкой заброса, а вращение барабана, хоть уже и скорость меньше, все еще сильно. Как результат — приманка упала на воду, а шпуля продолжает крутиться. Нить не вытягивается, витки переплетаются и получаем подарок бородатой наружности.

Так вот, если в давние времена приходилось постоянно контролировать вылет приманки придерживая барабан большим пальцем руки, то сейчас катушки снабжаются тормозными системами.

Самые популярные проблемы и их ремонт

Поскольку механизм работы катушки достаточно сложен, возможные поломки могут быть в различных местах. В одних случаях нужно провести ремонт, в других — нужно правильно выбрать саму катушку при её покупке.

Рассмотрим наиболее типичные поломки, которые происходят в процессе эксплуатации:

  • Поломка ручки — это довольно частая проблема. В этом случае может помочь правильный выбор марки. Нужно ориентироваться на такие модели, в которых предусмотрено крепление ручки с использованием шайбы и втулки.
  • Необычный шум при работе. Как правило, сходу установить конкретную проблему не получается. Для того, чтобы не испортить катушку окончательно, надо прекратить работу с ней, разобрать, тщательно прочистить и аккуратно смазать. Затем нужно её собрать. Если всё сделано правильно, посторонний шум исчезнет.
  • Возможно неравномерное наматывание лески. Может оказаться так, что линия её намотки не будет ровной (например, будет восходящим или нисходящим конусом). Конечно, существуют такие варианты катушек, когда это сделано сознательно. Но мы говорим о такой ситуации, когда это не планировалось. Обычно на оси шпули находятся специальные шайбы, которые влияют на линию наматывания лески. Их можно просто передвинуть вдоль оси для того, чтобы скорректировать намотку нужным образом. Здесь мы обсуждали вопрос — как намотать леску на катушку.

Ремонт фрикциона катушки спиннинга

С фрикционом связана одна часто встречающаяся досадная неполадка. Некоторые безынерционные катушки прекрасно работают с монофильной леской. И вот, когда рыбаки хотят их попробовать с плетёнкой, возникает неожиданная, но, очень неприятная проблема. При забросе крючка леска попадает в щель фрикциона и застревает там.

С монофильной леской такого не происходит. Связано это с некоторой упругостью такой лески, которая не позволяет ей застрять в щели между между шпулей и фиксирующей гайкой фрикциона.

Плетёнка обладает другими физическими свойствами и это может привести даже к обрыву лески. Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать катушку несложно.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Открутить и снять фиксирующую гайку.
  • Снять шпулю.
  • Снять фрикционные шайбы.
  • На стержне в самом конце находится специальная прокладка. Она сделана из фетра. Её также нужно снять.
  • Вместо фетровой прокладки нужно поставить более тонкую, сделанную из пластика.
  • Затем нужно поместить фрикционные шайбы на их место, поставить шпулю и закрепить фиксирующую гайку. Из-за того, что пластиковая прокладка гораздо тоньше сделанной из фетра, гайка будет слегка утоплена в отверстии. Это исключит попадание плетёнки в щель в процессе рыбной ловли.

Ремонт лескоукладывателя катушек для спиннинга

Одной из возможных проблем является ситуация, когда скидывается дужка лесоукладывателя. Такая проблема может привести к сбросу приманки или обрыву лески. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно сильнее прикрутить те болты, с помощью которых крепится дуга лескоукладывателя. К сожалению, не во всех случаях этот способ способен помочь.

Если возникла такая ситуация, то можно снять крышку, под которой находится пружина лескоукладывателя, и поставить прокладку на тот стержень, который крепит эту пружину. Если и в этом случае проблема не устранена, то лучшего всего просто заменить пружину на более тугую.

С лескоукладывателем может быть связана ещё одна проблема. В некоторых случаях при забросе лески, она подаётся спиралью. Причиной в данном случае является плохая работа подшипника лескоукладывателя. Часто это бывает связано просто с отсутствием смазки на нём.

Для ремонта такой неисправности нужно разобрать лескоукладыватель, затем прочистить и смазать этот подшипник.

Ремонт ручки катушки спиннинга

Если при работе ручку заедает, а в том случае, когда имеется нагрузка — клинит, то речь идёт о серьёзной поломке. В таком случае необходимо заменить ведущую шестерню и ведомую на новую пару.

Матчевые катушки — особый вид снасти в спортивной рыбалке

Матчевая ловля предназначена для заброса наживки на значительные расстояния. Поэтому снасти и оснастка имеют особые характеристики. Главная снасть, предназначенная для действия на большой дистанции, отличается геометрией. Конструкция шпули имеет больший диаметр — от 40 до 46 мм. Шпуля при этом неглубокая, для её заполнения используется тонкая леска. Высота бортика не превышает 2 мм.

Дополнительное отличие — наличие заднего фрикциона. Тормоз такого типа можно точно настроить. Конструкция позволяет выуживать даже большую рыбу с помощью тонкой лески. Сила затяжки регулируется.

Передаточное соотношение также отличается от обычной конструкции, оно составляет соотношение 5,7:1.

Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.

Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.

Инерционные катушки

Главный плюс данного типа катушек – их невероятная простота. Большинство существующих моделей классических инерционных катушек, за исключением самых дорогих вариантов, на которых установлен подшипник, имеют похожее строение и технологию обслуживания.


Инерционные катушки премиум-класса, такие как Нельма, имеют отличную от привычных рыболовам инерционок конструкцию. Однако по большей части ремонтом таких снастей занимаются специализированные мастерские, поскольку поломки в них обычно подразумевают замену запчастей. В то же время смазывать и обслуживать их ненамного сложнее, чем классические невские.

Необходимая разборка, по сути, ограничивается откручиванием гайки, удерживающей барабан, после чего последний снимается, предоставляя доступ к нехитрому механизму.

Обслуживание инерционной катушки заключается в периодической разборке, чистке механизма щеткой и ватными палочками от старой смазки и различной грязи, и последующим нанесением новой смазки на движущиеся части механизма. Исключением являются края основной шестерни и кончик рычага глухого тормоза – в этих местах смазка принесёт вред, а не пользу.

Основные неисправности

Конструкция классических инерционных катушек проста и надёжна, как автомат Калашникова, поэтому они достаточно устойчивы к внешним воздействиям, однако, если в них что-то ломается и под рукой нет подходящего донора запчастей, проще купить новую. Однако существует несколько поломок, которые вполне можно устранить своими руками

Отказ механизма трещотки

Даже если катушка своевременно подвергалась чистке и смазке, со временем из строя, за счёт своей конструкции, может выйти трещотка. Починить катушку в таком случае обычно достаточно просто. У данной неисправности бывают две причины, которые в основном устраняются достаточно легко и быстро. В первом случае металлические усики, которые должны удерживать язычок механизма трещотки строго перпендикулярно шестерне, отгибаются вверх, из-за чего язычок смещается в сторону и его контакта с шестернёй не происходит. Отремонтировать такой дефект очень легко: необходимо при помощи пассатижей или длинногубцев слегка подогнуть деформированный усик таким образом, чтобы тот снова начал фиксировать язычок.

Во втором случае может ослабнуть крепление, удерживающее язычок, из-за чего последний может подняться выше уровня прохождения зубьев шестерни. Такая поломка, как правило, тоже устраняется без особых проблем. Необходимо поставить язычок в его рабочее положение, взять небольшой болт или металлический штифт, разместить его на заклёпке, удерживающей язычок и слегка постучать молотком – крепление осядет на обычное место.

Смазка катушек для спиннинга

Отказ глухого тормоза

Данная поломка гораздо чаще встречается у рыболовов, использующих такую катушку для спиннинга, нежели у тех, что рыбачит на поплавочную удочку. Эта проблема далеко не всегда поддаётся ремонту. Если рычаг тормоза или его крепление обломилось либо же сорвало зубья шестерни – ремонт катушки без замены запчастей не представляется возможным. Однако нередко происходит так, что под действием мощного рывка глухой тормоз деформируется, но не ломается.

В таком случае необходимо осторожно подогнуть пассатижами рычаг таким образом, чтобы он в рабочем положении прочно соприкасался с шестернёй. Как правило, делать это лучше, разместив под рычагом металлический болт или гвоздь, чтобы вернуть детали изогнутую форму, не повредив крепление

Если шестерня стесала фиксирующий край рычажка до округлой формы, лучше всего будет немного обработать его надфилем, придав более заострённую форму – это усилит контакт.


Конструкции инерционных катушек различных фирм могут несколько отличаться друг от друга, однако общая суть механизма остаётся неизменной, из-за чего обслуживание всех стандартных снастей данного вида происходит приблизительно одинаково.

Устройство и применение мультов

Все мультипликаторы делятся на два типа – классические и низкопрофильные, о чем мы писали в статье «Катушка мультипликатор: устройство и принцип работы». Классические больше используются в морской рыбалке и троллинге и заметно крупнее низкопрофильных собратьев, чье предназначение – лов в заброс.

Существуют мультипликаторы для поимки крупной рыбы, на которых отсутствует лесораспределитель, поскольку тому же сому будет несложно вывести его из строя. При этом на подобные катушки установлена трещотка. Прямая шестеренчатая передача придает подмотке ускорение.

Так как леса укладывается прямо на барабан, это позволяет избежать осевых перегрузок. Именно поэтому такие мульты уместны на морских рыбалках, поскольку легко выдерживают значительные нагрузки.

Главными составляющими всех мультипликаторов являются тормозные системы, которые в зависимости от типа катушки могут быть либо центробежными, либо магнитными. Работают они несколько иначе, чем в безынерционках. Регулировка магнитного тормоза находится сбоку корпуса, а осевого – с другой стороны.

Фрикцион мультипликатора расположен прямо под рукоятью и напоминает звездочку. Такое удобное местоположение позволяет прямо в процессе рыбалки регулировать его, если на крючке сидит крупный трофей, сматывающий нить со шпули. На корпусе также имеется блокировщик барабана.

Что касается применения мультов в различных видах рыбалки, то низкопрофильные катушки разрабатывались как альтернатива классическим спиннинговым под небольшие бланки под распространенные приманки:

  • воблеры;
  • блесенки;
  • небольшие джиг-приманки.

Из-за небольшой собственной массы и компактных размеров рыболов достаточно долго может вести забросы без устали. Мультовая классика больше применяется при джерковом лове и в хэви-джиге, не говоря уже о троллинге, поскольку и приманки, и вываживаемая рыба очень массивны. Можно отметить также бэктроллинг, когда плавсредство движется кормой вперед, а водоем облавливается в вертикальной плоскости.

Из недостатков, хотя таковыми их вряд ли назовешь, могут иметь место небольшие затруднения у тех рыболовов, которые удят различными весами. Смена одной приманки на другую с разницей всего пять граммов заставляет перенастраивать тормозную систему. При необходимых навыках операция проходит очень быстро.

Ремонт рыболовных катушек

Профилактика рыболовной катушки –

– процедура, которую необходимо проводить, в конце каждого сезона ловли, а так же, если катушка подвергалась использованию, в экстремальных, для ее механизма, условиях.

Например, после проведения рыболовного отпуска в Волго-Ахтубинской пойме, где любое дуновение степного ветра – это в некотором роде, песчаная буря, все снасти требуют незамедлительной профилактики. И если спиннинг или удилище можно очистить от песка самостоятельно, в домашних условиях, промыв его водой и протерев полотенцем, то катушка требует более тщательного ухода.

Чтобы не пришлось делать полноценный ремонт спиннинговой катушки, стоит своевременно сделать профилактику. Профилактика рыболовной катушки, включает в себя чистку основных рабочих элементов от песка и песчаной пыли, с последующей заменой в них смазки. Жидкой, смазываются мгновенный стопор обратного хода и «быстрые» подшипники.

Полужидкой – «медленные» подшипники, бесконечный винт, его ведущая шестерня, втулки и шестерни, не несущие больших нагрузок, а так же, при необходимости, ею смазываются и фрикционные диски.

Густая, закладывается в ведущую пару и в другие вращающиеся элементы, которые подвергаются большим нагрузкам.

Стоимость профилактики катушки – 500-600р

Ремонт механизма лесоукладывателя – пожалуй, самая распространенная «болезнь» безынерционной катушки – поломка этого механизма. Как правило, лечится заменой пружины, хотя иногда встречаются и «отдельные» случаи.

Стоимость ремонта механизма лесоукладывателя – от 900р

Замена или ремонт подшипников – если Ваша катушка «захрустела», либо появились посторонние, характерные шумы, при вращении ротора или подклинивание – скорее всего один или несколько подшипников, «приказали долго жить». Не продолжайте больше ловлю, а при первой возможности несите ее к нам: скорее всего, проблему можно будет решить с минимальными материальными затратами, если Вы обратитесь к нам своевременно.

Стоимость замены или ремонта подшипников – от 500р и выше.

Замена шестеренок – при попадании песка в механизм катушки, отказать могут не только подшипники, но и шестерни и чаще всего те, что подвергаются большим нагрузкам. Такая деталь как шестеренка – восстановлению не подлежит и катушку можно спасти только путем замены этого элемента.

Стоимость замены шестеренок – 900-1100р

Замена или ремонт вала – как правило, этот элемент катушки, требует замены или ремонта, в случае механического воздействия. Неудачное падение катушки на камень или асфальт – и вал может быть погнут или даже сломан.

Стоимость замены или ремонта вала – от 900р

Замена ручки – ручка рыболовной катушки, как показывает статистика, так же ломается по вине пользователя. Но от таких неприятностей никто не застрахован и иногда, они имеют место быть.

Стоимость замены ручки (катушки пр-ва Китай) – от 300 до 500р

Стоимость замены ручки (катушки Shimano, Daiwa) – от 900р и выше.

Прочие поломки и неисправности рыболовных катушек рассматриваются индивидуально, по телефону.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий