Ремонт лодок ПВХ, как установить заплату на лодку своими руками
Ремонт лодок ПВХ
Недавно столкнулись с проблемой: у друга стала травить лодка ПВХ. Встал вопрос, что делать : осуществить ремонт лодки ПВХ самим или отдать специалистам? Решили, что деньги ещё успеем потратить, тем более, что в малых городах все “специалисты” делают то же что и ты, на коленке, только берут за это деньги. На самом деле процесс не такой уж и ёмкий. Да и трудозатрат совсем немного.
Для работ по ремонту лодки ПВХ понадобится:
- клей для ПВХ хороший. У нас привозят с завода и бодяжат в стеклянные пузырьки. Подойдёт и с ремкомплекта (спросить в рыболовном магазине)
- заплатка ПВХ, есть в ремкомплекте или продаётся отдельно
- Растворитель 646 или аналогичный (ацетон, спирт, не бензин или уайт спирит – они жирные )
- ровная площадка, она же место, кде можно оставить лодку на сутки
- маленькая кисточка или аналогичный предмет для нанесения клея
- мыло, вода, помазок, ветошь (хб тряпка)
- какой-нибудь предмет типа шпателя для разглаживания заплатки
- ножницы и (или) для резки пвх
- фен строительный или, на крайний случай, бытовой
Расписываю по пунктам. Ремонт лодок ПВХ:
Определяем место, где уходит воздух ( помазком мыльным раствором, как газовики, визуально или окунаем в воду) всё это на надутой лодке
- Лодку спускаем, моем, сушим
- Если место утечки в старой заплатке (как у нас оказалось) – аккуратно отрываем её пассатижами (у нас аккуратно не получилось, оторвалось вместе с верхним слоем ПВХ)
- По возможности убираем все ошмётки ткани возле будущей заплатки
- Вырезаем заплатку на 3-5 см шире пробоины (у нас – шире оторванной вместе с верхним слоем ПВХ заплатки)
- Обезжириваем заплатку и лодку (ни в коем случае не зачищаем механически!)
- Заплатка прикладывается наиболее гладкой(!) стороной к лодке
- Фломастером (ручкой, карандашом) обводим контуры заплатки
- Наносим тонким слоем клей на лодку и на заплатку (внимательно, проверяя, чтобы не было пустых мест, особенно по краям)
- Даём клею высохнуть 5-10 минут в зависимости от клея и температуры воздуха (естественно, что при минусовой клеить не надо :-P), проверяем аккуратно пальцем, чтобы не прилипал (только не надо давить и оставлять жир с рук!)
- Далее нагреваем феном лодку и заплатку (желательно до 60-70 градусов, 60- не терпит рука). Не переусердствуйте, чтобы не подпалить лодку и клей. (если перегреете – ПВХ потеряет форму и структуру)
- Сильно прижимаем (руками) заплатку и специальным шпателем (есть в ремонтном наборе, удобно ещё колечками ножниц) разглаживаем её от середины к краям выдавливая пузырьки воздуха
- Можно ещё пару раз прогреть место склейки для улучшения полимеризации (не забывая, придавливать размягчённую заплату)
- Дать высохнуть 3(!) суток, хотя пользоваться можно уже через час (при необходимости)
В походных условиях ремонт лодок из ПВХ выполняются все те же операции за исключением фена и растворителя. Но и заплатку на лодке потом, возможно, придётся переклеить. Так же возможна склейка лодок супер клеями, но это, как крайняя мера. Если пробоина большая – её клеят с двух сторон, или накладывают две заплатки, вторая перекрывает первую так же на 3-5 см. При очень больших повреждениях используются нитки, а лучше, наверное, отдать в сервис.
Рыбачьте внимательно, смотрите под ноги! И посмотрите видео о нанесении заплатки на лодку из ПВХ . И помните, что ремонт лодок ПВХ не такая уж сложная задача.
Как прикрепить фурнитуру на баллон лодки ПВХ
Ремонт лодки ПВХ своими руками, порез
Установка заплатки на лодку ПВХ
Последние поисковые запросы:
- как приклеить заплатку на лодку пвх
- какой стороной клеить пвх заплатку
- Какой стороной приклеивать заплатку на лодке ПВХ на гладкой или с насечкой
- Как Поставить заплатку на лодку
- как правильно поставить заплатку на лодку пвх
- как правильно приклеить заплатку на лодку пвх
- какой стороной клеится заплатка на лодку пвх
- какой стороной клеить заплатку на лодку пвх шершавой или гладкой
- какой стороной клеить латку на лодку пвх
- какой стороной приклеить заплатку на полиуритановую лодку
Полезные советы
1. Очистите лодку от грязи и песка. Перед тем как хранить лодку ПВХ на зиму, рекомендуется осмотреть ее поверхность и удалить все загрязнения. Используйте мягкую губку или тряпку с водой и мягким моющим средством, чтобы очистить поверхность лодки. После этого тщательно высушите ее.
2. Удалите воду изнутри. Перед хранением лодки ПВХ обязательно проверьте, что внутри не осталось воды. При необходимости удалите воду с помощью насоса или просто опустите надувную лодку, чтобы освободить воду через клапаны.
3. Подготовьте место для хранения. Выберите чистое и сухое место для хранения лодки ПВХ на зиму. Идеальной вариант — теплый и сухой гараж или склад. Убедитесь, что место хранения защищено от попадания осадков и прямого солнечного света, чтобы предотвратить увядание и выцветание материала лодки.
4. Правильно сложите лодку. Перед складыванием лодки ПВХ удалите все сиденья, спинки и другие съемные детали. Затем начните аккуратно сдавать лодку, следуя инструкции производителя. Убедитесь, что лодка полностью высушилась перед тем как сложить ее.
5. Используйте защитные покрытия. Рекомендуется использовать специальные защитные покрытия для лодки ПВХ на зиму. Они помогут защитить лодку от пыли, грязи и ультрафиолетовых лучей.
6. Периодически проводите осмотр. В течение зимнего периода регулярно осматривайте лодку ПВХ. Убедитесь, что она находится в безопасном месте и проверьте, чтобы на ней не образовались повреждения или посторонние предметы.
7. Правильно транспортируйте лодку
Если вам придется перевозить лодку ПВХ, обращайтесь с ней осторожно. Используйте специальные сумки или контейнеры для защиты лодки во время транспортировки
8. Внимательно следуйте инструкциям. Перед хранением лодки ПВХ на зиму обязательно внимательно прочитайте и следуйте инструкциям производителя. Это поможет вам избежать ошибок и сохранить лодку в идеальном состоянии.
Определяем вид прокола и способ заклейки
После того, как все пробоины найдены и отмечены, анализируем их ремонтопригодность. В домашних условиях отремонтировать лодку ПВХ легко при условии, что диаметр проколов и разрывов не более 5 см. С пробоинами в 5-10 см тоже можно справиться, но работа будет уже более трудоемкой. А вот проколы в 15 и более см можно исправить только после обращения в специализированные мастерские.
Но это если говорить в общих чертах. На практике же неисправности бывают разные и сложность ремонта определяется индивидуально. Рассмотрим виды возможных повреждений и чем можно заклеить лодку ПВХ при подобных дефектах.
Прокол лодки
Наиболее распространенный тип поломок
Образуется в результате неосторожного обращения с колюще-режущими предметами на борту. Как правило, размеры прокола не превышают 3-5 см, поэтому чтобы заклеить надувную лодку ПВХ потребуется лишь заплатка. Сделать заплату можно из материала ремкомплекта, при этом размеры латки должны быть на пару сантиметров больше объема прокола, а по форме лучше вырезать круг или овал
Сделать заплату можно из материала ремкомплекта, при этом размеры латки должны быть на пару сантиметров больше объема прокола, а по форме лучше вырезать круг или овал.
Приготовив ремонтную плату, переходим к зачистке места для наклеивания. Для этого промываем место прокола, обезжириваем его растворителем и даем просохнуть. Далее обрабатываем поверхности клеем и оставляем просыхать на 15 минут. По истечении времени наносим новый слой, и ему уже даем на просушку не более 5 минут.
После проведенных работ прикладываем заплату к поверхности лодки, крепко-накрепко прижимаем и разглаживаем (лучше всего валиком). Отметим, что для большего эффекта можно немного пройтись по клеевому слою горячим воздухом из фена. Подержав соединение пару минут под давлением, отпускаем и оставляем лодку сушиться. Клей схватится уже через 2-3 часа, но для большей надежности рекомендуется отводить на просушку лодки не менее суток.
Ремкомплект для ремонта ПВХ лодки Лидер
Рваная дыра
К такому типу повреждений относятся зацепы от зарослей камышей, коряг и камней на мелководье. Чаще всего размер подобных дыр находится в районе 8-10 см, что еще подвластно ремонту, но сил приложить потребуется больше.
Если говорить о том, как заклеить лодку из ПВХ с рваной дырой, то алгоритм ремонта схож с устранением проколов, только из-за величины повреждения потребуется взять две заплатки. При этом починка может проводиться двумя способами. В одном случае сперва клеится закладка внутрь дыры, а затем устанавливается внешняя заплатка. А в другом обе накладки приклеивают на внешнюю поверхность, при этом верхняя латка на 2-3 см больше нижней.
Возможно будет интересно: Транец для ПВХ лодки — виды, можно ли сделать самому, установка и усиление
Дыра на днище
Повреждения днища ПВХ лодки – крупные неисправности, очень тяжело поддающиеся самостоятельному ремонту. Обычно их виновниками становятся находящиеся под водой металлические штыри, острые коряги и заросли. Проколы при этом очень глубокие и с рваными краями, но все же можно постараться их починить. Для этого дыру сперва штопают специальными крепкими нитками, после чего заклеивают дно лодки ПВХ двумя латками (с внутренней и внешней стороны).
Поломка клапана
Иногда бывает и такое, что неисправность связана с повреждением клапана. Починить его, конечно, вряд ли удастся, а вот заменить клапан у ПВХ своими руками вполне возможно. Для этого понадобится специальный ключ или самостоятельно изготовленная ему замена. Чтобы сделать такой ключ, нужно отпилить часть пластиковой трубы, пробить в ней пару отверстий и провести через них проволоку или штырек. В результате получится удобная рукоять, с помощью которой вы сможете легко вытащить испорченный клапан и вставить новый.
Крем для ПВХ лодки
После этого, чтобы ткань оставалась пластичной, я люблю консервировать лодку с помощью крема. Я использую специальный крем. Не буду делать рекламу, это американский крем, он предназначен для обработки пластиков и полностью не пропускает ультрафиолет. Он порывает лодку специальным слоем, и она сохраняет все свои свойства под этим слоем. Плюс, он ее размягчает.
Этот крем очень дорогой. Я могу порекомендовать любую полироль для пластиков, их большое множество, любая подойдет. Взяли полирольку, взяли тряпочку, попшикали, растерли, всю лодку натерли. В этом состоянии ее можно складывать, сворачивать, класть в сумку и подвешивать за крючок к потолку. Не рекомендую класть ее на полочку. Были случаи, когда мышь залезает на полочку. Когда она висит, не касаясь стенок и потолка, вариантов у мышей нет.
Какой клей использовать
Самое важное в ремонте проколов — точно знать, как заклеить резиновую лодку, чем соединить заплатку с материалом лодки. От качества клеевой смеси зависит надежность ремонта. Каким клеем можно воспользоваться, если в ремкомплекте он оказался низкого качества или закончился
Популярный состав «Секунда» не способен заклеить отверстие в изделии из ПВХ качественно. Заплатка приклеится, но скоро отпадет. Состав этого клея относится к цианакрилатным, которые расширяют отверстие
Каким клеем можно воспользоваться, если в ремкомплекте он оказался низкого качества или закончился. Популярный состав «Секунда» не способен заклеить отверстие в изделии из ПВХ качественно. Заплатка приклеится, но скоро отпадет. Состав этого клея относится к цианакрилатным, которые расширяют отверстие.
Опытные рыбаки хорошо знают, каким клеем клеить лодку из ПВХ в домашних условиях. Лучше использовать клеящий состав на полиуретановой основе, такой тюбик вкладывается в ремкомплект. Это может быть клей «Профессионал», но подбирается он специально к изделиям из ПВХ. Качество клея определяется по следующему признаку: хороший состав при подсыхании не прилипает к рукам. После высыхания излишки невозможно удалить с поверхностей. Большое значение имеет и термостойкость, лодка на солнце сильно нагревается.
При выборе нужного состава следует учитывать, следующее:
- специальный клей лучше универсального;
- дешевый состав обладает низким качеством;
- суперклей не годится для работы с ПВХ;
- полиуретановый состав требует нагрева до 70 °C.
Если учитывать перечисленные факторы, склеивание будет качественным.
Способы склейки
Существует несколько правил, как заклеить лодку из ПВХ или проводить иной ремонт резиновых лодок своими руками. После очистки и обезжиривания склеиваемых частей нужно дать время для их высыхания. Клей наносится на место повреждения и на заплатку толстым слоем. После нанесения он подсыхает в течение 5−7 минут. Точное время указано на упаковке. Операция повторяется еще 2 раза. После третьего подсыхания заплатка прикладывается к поврежденному месту, прижимается и разглаживается. Для разглаживания используют скалку, бутылку или другой предмет круглой формы.
Хитрость в работе — обогрев места ремонта. Если он проводится дома, лучше воспользоваться феном. На природе применяют кружку с нагретой водой. После разогрева место ремонта остужается и высыхает. Пользоваться лодкой можно через 2−3 часа, но еще лучше — спустя 2−3 дня. К этому времени клей набирает прочность.
Таким способом легко отремонтировать порезы или проколы до 5 см. Иногда подводная коряга вырывает большой кусок из дна, тогда проще обратиться за помощью к специалистам. Подобным ремонтом занимаются в мастерских, осуществляющих шиномонтаж. Там же можно заклеить прокол в матрасе для плавания.
Очистка и сушка лодки перед хранением
Очистка и сушка лодки перед хранением являются важным этапом подготовки лодки. Это поможет сохранить лодку в хорошем состоянии и предотвратить её повреждение во время хранения.
Очистка лодки от грязи и соли
Перед хранением лодки необходимо тщательно очистить её от грязи и соли. Грязь и соль на поверхности лодки могут привести к повреждению материала и образованию коррозии. Для очистки лодки можно использовать мягкую губку или тряпку, а также специальные моющие средства для лодок. Необходимо избегать использования абразивных средств и щеток, которые могут повредить поверхность лодки.
Сушка лодки
После очистки лодки необходимо тщательно просушить её. Для этого можно использовать мягкую тряпку или салфетки
Важно убедиться, что лодка полностью высохла перед хранением, чтобы избежать образования плесени и грибков
Если лодка имеет внутренние отсеки или надувные части, необходимо вытащить их из лодки и просушить отдельно. Для просушки надувных частей можно использовать специальный насос, который поможет высушить их быстрее.
Подготовка надувной лодки к хранению
Первым этапом подготовки всегда является мойка и сушка транспорта. В накачанном виде его освобождают от любых загрязнений — глины, песка, тины, уделяя больше внимания днищу, стыкам на бортах. Мыть лодку можно при помощи средств для посуды, обычного мыла, геля, хорошо смывая пену водой.
После мытья катер оставляют для просушки в тени, на сквозняке, но только не под лучами ультрафиолета. По мере полного высыхания основной площади и складок переворачивают изделие, чтобы дно тоже не осталось мокрым. Затем проверяют, не появились ли на лодке трещинки, проколы. Любые дефекты нужно обязательно заклеить — после зимовки они могут расшириться. Осматривают транспорт на предмет полной комплектации, промывают, сушат все принадлежности (весла, сидения, чехлы, насосы). Их хранят отдельно или недалеко от основного изделия, но только не в одной упаковке с ним!
Подготовка лодки к хранению
В каком состоянии хранить ПВХ лодку
Строго запрещается помещать вещь на передержку, если она мокрая — это резко снизит долговечность материала. После сушки лодку немного приспускают или полностью спускают и сворачивают — в зависимости от возможностей, наличия свободного места. Если решено держать плавсредство спущенным, делают следующее:
- раскладывают предмет на чистой ровной поверхности;
- вывинчивают клапаны;
- целиком удаляют воздух, начиная от концов, постепенно передвигаясь к клапанам.
Сумка чехол для лодки ПВХ
Можно ли хранить лодку на улице
Поливинилхлорид отлично переносит влажность, повышение, понижение температур, но его хранение прямо на улице не рекомендовано. Оставлять ПВХ-транспорт нужно в закрытом помещении, причем зимой и летом. В жаркое время ПВХ страдает от ультрафиолета, и при частом нахождении под прямыми лучами солнца быстро выходит из строя.
Храненить лодку в зимний период под открытом небом не рекомендуется
Годится ли для хранения гараж
Если температурные условия в гараже соответствуют указанным выше, то в нем вполне можно разместить лодку на зиму. Желательно, чтобы помещение отапливалось, хотя такое встречается нечасто. В холодном гараже тоже можно держать плавсредство в зимнее время года, но только с соблюдением следующих рекомендаций:
- водный транспорт должен находиться в полном покое, перемещать его с места на место нельзя вплоть до потепления;
- в упаковку не кладут мелкие детали, запасные части — они обязательно повредят замерзший ПВХ;
- лучше всего подвесить лодку к потолку в целях экономии места и предотвращения порчи грызунами;
- для хранения неплохо подходит лодочный прицеп — сверток с аккуратно сложенным ПВХ катером можно просто положить на его дно;
- прочие варианты расположения лодки в гараже — в сложенном виде в вертикальном положении на широкой полке, в свободном углу.
Хранение надувной лодки в гараже Если высота стен в гараже большая, лодку можно накачать, прикрепить к стене, зафиксировав за носовое кольцо. Для профилактики проникновения крыс, мышей на полу гаража стоит поставить ловушки, положить отравленное зерно. Обычно вредителей привлекает запах водоема, тины, но тщательное мытье лодки перед хранением помогает справиться с этой проблемой.
Системы для подвешивания
Самым удобным способом хранения водного транспорта является его помещение в специальные системы для подвешивания и перемещения, которые монтируются под крышей гаража. Изделие удерживается двумя универсальными кронштейнами, ездящими по направляющим панелям. Здесь же можно расположить весла, сидения, иные детали лодки. Обычно один кронштейн выдерживает вес до 20 кг.
Создание системы подвешивания из досок
Можно ли спускать и надувать лодку зимой
Поскольку при минусовых температурах ПВХ становится более хрупким, чем обычно, то подвергать лодку механическому воздействию запрещено! Замерзший материал может сломаться на изгибах, поэтому переворачивать, перемещать, надувать, спускать плавсредство нельзя. Лучше оставить его в покое до наступления тепла и не трогать совсем. Если по какой-то причине лодку срочно нужно надуть, ее предельно аккуратно заносят в тепло, оставляют до прогревания (минимум на сутки), затем разворачивают и выполняют необходимые манипуляции.
Как заклеить надувную лодку ПВХ в домашних условиях
Чтобы после ремонта лодка прослужила еще долгие годы, нужно четко выполнять все этапы ее ремонта (рисунок 1).
Рисунок 1. Материалы, которые потребуются для ремонта
Также необходимо подготовить материалы, которые понадобятся для ремонта:
- ремкомплект, который обычно поставляется вместе с лодкой;
- острый нож;
- валик или металлическая пластина;
- тряпки и кисточка;
- мыльная вода;
- фломастер или маркер;
- растворитель и клей.
Как обнаружить прокол
Перед началом ремонта нужно найти место прокола (рисунок 2). Если отверстие хорошо заметное и крупное (больше 5 см), лучше сразу обратиться в специальную ремонтную мастерскую или на шиномонтаж.
Мелкие проколы можно легко обнаружить с помощью обычной воды:
- Лодку надувают и опускают в воду. Делать это лучше на берегу водоема, так как в домашних условиях найти емкость подходящего размера практически невозможно.
- В месте повреждения материала будут хорошо заметны мелкие многочисленные пузырьки воздуха. Чтобы случайно не пропустить место прокола, погружать лодку в воду лучше не всю сразу, а небольшими участками.
- Такой способ можно применять только в том случае, если вода в реке или озере прозрачная. В мутной воде пузырьков просто не будет видно.
Еще один простой способ – натереть лодку густым мыльным раствором. Там, где начнут надуваться большие пузыри, и находится прокол.
Рисунок 2. Обнаружить прокол поможет мыльная вода
После обнаружения отверстия место повреждения обводят ярким маркером или фломастером
При этом крайне важно заклеивать даже мелкие дырочки, которые практически не пропускают воздух. Если этого не сделать, со временем, под давлением накачанного в лодку воздуха, проколы расширятся и ремонт придется проводить повторно
Какой клей выбрать?
Кроме обнаружения места прокола, необходимо выбрать подходящий для ремонта клей (рисунок 3).
Существует несколько параметром, которым он должен соответствовать:
- В составе вещества не должно быть цианокрилата. Этот химикат – основное действующее вещество всем известного супер-клея, но для ремонта надувных лодок он не подходит. Дело в том, что такой клей не обладает достаточной эластичностью, со временем разрушит шов и лодку просто придется выбросить.
- Универсальные клеевые составы тоже не подходят, так как латка будет постоянно контактировать с водой. Лучше отдать предпочтение специальным клеевым составам, предназначенным для ремонта изделий из ПВХ.
- Перед покупкой необходимо почитать инструкцию к клею. Он должен выдерживать не только длительное воздействие влаги, но и не разрушатся под действием высоких и низких температур.
Рисунок 3. Для ремонта выбирают специальные разновидности клея
Кроме того, крайне важно, чтобы клей быстро застывал. Благодаря этому латка не лопнет в воде и продержится долгие годы. Также следует помнить, что клей для ремонта надувных лодок не может быть дешевым, поэтому от любых бюджетных средств лучше отказаться
Также следует помнить, что клей для ремонта надувных лодок не может быть дешевым, поэтому от любых бюджетных средств лучше отказаться.
Ремонтируем лодку ПВХ: пошаговая инструкция
После обнаружения прокола готовят ремкомплект. Если его нет, придется приобрести его в магазине (рисунок 4).
Рисунок 4. Основные этапы ремонта
Дальнейшие действия такие:
- Лодку сдувают, укладывают на ровную поверхность и тщательно разравнивают место с проколом.
- Поврежденный участок зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и обезжиривают спиртом или растворителем. Это необходимо для более надежного крепления латки.
- Если латка предоставляется в готовом виде, нужно проверить, подходит ли она под размер прокола. Сама латка должна быть на несколько миллиметров шире отверстия. Если ее размер слишком большой, латку слегка обрезают по периметру, а затем также зачищают наждачкой и обезжиривают.
- Далее место прокола и латку смазывают кисточкой, смоченной клеем. Чтобы повысить прочность соединения, поверхностям дают просохнуть 10-15 минут. После этого клей наносят повторно, но подсушивают не более 5 минут.
- После этого латку и саму поверхность лодки слегка подогревают. Действовать нужно быстро, чтобы клей начал слегка плавиться, но не успел засохнуть.
- Латку с силой прижимают к поверхности лодки, и тщательно прокатывают ее поверхность валиком, чтобы удалить весь воздух. Если валика нет, его можно заменить обычной бутылкой или консервной банкой.
На последнем этапе на латку ставят какой-то тяжелый предмет и оставляют лодку сохнуть на 24 часа. После этого изделие повторно надувают и проверяют качество ремонта.
Резиновые лодки и песок
Как ухаживать за надувной лодкой. Когда погодные условия или время сразу после использования резиновой лодки не позволяют ее вымыть и просушить, тогда это нужно сделать в ближайшее время в домашних условиях. Разрушительное влияние оказывает песок, остатки водорослей и рыбья слизь на швы, дно и борта резиновой лодки. Помимо этого, когда надувная лодка грязная, она не с лучшей стороны говорит о своем хозяине. Отдельные пятна, оставшиеся без ухода за надувной лодкой, в дальнейшем отмыть труднее или уже совсем не получается, поэтому, потрудиться с ними надо сразу же, не забрасывая на долго.
Уход за резиновой надувной лодкой
Некоторые рыболовы с целью защиты надувной лодки применяют специальные чехлы, произведенные из разнообразных материалов, которые надеваются на дно и борта. В дальнейшем после плавания чехол можно легко снять и перестирать в машине либо вручную. Это, безусловно, удобно, все же не любая конструкция надувной лодки дает возможность это сделать, еще и цена отдельных видов данных чехлов может достигать до половины цены самой лодки. Вследствие этого, после навигации в конце дня резиновую лодку нужно попросту вымыть.
Уход за надувной лодкой
Когда приходиться находится в длительном походе либо, спускаясь в течение длительного времени по реке, уход за надувной лодкой нужен постоянно. Как правило, мыть надувную лодку лучше всего каждый вечер. Всевозможные загрязнители, а также масло, черные полосы, остающиеся от почти сгнивших коряг, еще также и то, что некоторые водоросли, обладают свойством въедаться в резину и через несколько дней отмыть их просто очень трудно, а порой и не получится вовсе.