Правильный выбор гидрокрыльев
Правильный выбор антикавитационных крыльев напрямую зависит от мощности вашего мотора. Если ваш двигатель выдаёт до 50 лошадиных сил, то для него лучше использовать монокрыло. Связано это, конечно же, с формой крыла. Что касается фирм, то здесь выбор остаётся только за хозяином лодки. Один из популярных журналов, выпускаемый в Германии, провёл небольшой тест, который поможет понять что же представляет из себя антикавитационное крыло и выбрать лучшую, на ваш взгляд, марку.
Проводился тест на РИБе длиной 4,5 метра. Мощность его двигателя – 40 л.с. В тесте принимали участия 4 вида антикавитационных крыльев разных фирм. Общей вес на судне был следующим: 2 человека и 140 кг на всю лодку. Тестерами дополнительный вес перемещался по моторной лодке для того, чтобы создать ситуацию перегруза.
Главными критериями, по которым оценивались крылья, были: разгон до 30 км/ч, расход горючего и скорость лодки. В ходе теста были испытаны такие модели крыльев, как Attwood, AttwoodKlein, Doelfin, Lalizas. Коротко расскажем о результатах:
- AttwoodGross – эта модель не подошла мотору. Достаточно быстро судно вышло на глисс, но максимальная скорость уменьшилась почти на 6 км/ч!
- AttwoodKlein – отличное решение для маленького судна. За счёт антикавитационного крыла мотор выдавал больше оборотов, что позволило уменьшить время разгона. Прожорливый двигатель начал потреблять меньше топлива при 3300 оборотах в минуту. Общая скорость немного уменьшилась, однако, взамен получили быстрый разгон и выход на глисс.
- Doelfin – лучший результат показали именно крылья, от производителя Davis. Они меньше всего уменьшили скорость лодки и быстрее вывели её на глисс. Однако расход горючего был немного увеличен.
- Lalizas – небольшие крылья, близкие по характеристикам к AttwoodKlein. Подойдут для маленького судна с подвесным мотором.
Не следует устанавливать гидрокрыло для моторов, чья суммарная мощность не превышает 6 л.с. Вся эффективность и польза от гидрокрыла на очень слабом моторе сводится к нулю. Вы не получите ни быстрого выхода на глисс, ни быстрого разгона с места.
Для моторов, которые стремятся поставить лодку в позу кобры или на дыбы. В этом случае гидрокрылья будут как нельзя кстати. За счёт них носовая часть лодки меньше задирается, ведь посадка судна выравнивается, а при старте оно идёт более плавно.
Для экономии топлива. Большинство гидрокрыльев, которые помогают лодке быстрее выйти на глиссирование, экономят горючее. Исключением являются только те модели, которые меньше всего влияют на максимальную скорость. Такие крылья могут незначительно увеличить расход топлива, однако, основной эффект (глисс) у них практически одинаковый.
Идеальным является монтаж гидрокрыла для мотора с мощностью в 8-12 л.с. В таком случае эффект будет максимальным: скорость лодки незначительно уменьшится, однако, экономия топлива будет заметна, так же как и время выхода в режим глиссирования, а выравнивание посадки позволит лодке быстрее стартовать.
Учитывайте угол атаки. Для двигателей с небольшой мощностью угол атаки, в принципе, не важен, но для быстрых килеватых лодок гидрокрыло окажет выравнивающие воздействие и может увеличить угол атаки, что позволит судну быстрее и легче выходить на глисс.
Гидрокрыло для лодочного мотора: чертежи и инструкция по сборке
Чтобы создать гидрокрыло своими руками, следуйте следующим инструкциям:
Сначала подготовьте все необходимые материалы: фанеру, деревянные бруски, крепежные элементы.
На фанере нарисуйте контур гидрокрыла согласно предоставленным чертежам
Обратите внимание на форму и размеры гидрокрыла, важно точно следовать чертежам.
Используя пилу, аккуратно вырежьте гидрокрыло по нарисованному контуру.
С помощью шлифовальной машины приведите края гидрокрыла в гладкое состояние, удалите острые углы и выравняйте поверхность.
Затем изготовьте деревянные бруски, которые будут служить крепежными элементами для гидрокрыла. Их количество и размеры должны соответствовать конструкции гидрокрыла.
Расположите гидрокрыло на лодке и прикрепите бруски к лодке, обеспечивая крепкую фиксацию гидрокрыла.
Убедитесь, что гидрокрыло надежно закреплено на лодке и не имеет свободного зазора.. После завершения установки гидрокрыла, проверьте его работоспособность и эффективность на практике
Важно учесть, что дизайн и размеры гидрокрыла могут варьироваться в зависимости от модели лодочного мотора и лодки. Поэтому перед началом процесса изготовления, обязательно ознакомьтесь с требованиями производителя и консультируйтесь с опытными мастерами
После завершения установки гидрокрыла, проверьте его работоспособность и эффективность на практике
Важно учесть, что дизайн и размеры гидрокрыла могут варьироваться в зависимости от модели лодочного мотора и лодки. Поэтому перед началом процесса изготовления, обязательно ознакомьтесь с требованиями производителя и консультируйтесь с опытными мастерами
Изготовление гидрокрыла для лодочного мотора – это увлекательный процесс, который может повысить безопасность и удобство управления вашей лодкой
Делайте все работы с максимальной аккуратностью и вниманием, чтобы достичь наилучших результатов
Значение гидрокрыла
Что такое гидрокрыло и какие преимуществ оно может дать при установке на мотор? Давайте рассмотрим несколько вариантов:
Проблем с клёвом рыбы больше не имею!
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Читать продолжение >>>
- Часто, особенно в поворотах, вы замечаете «прохваты» воздуха. Винт завоздушивается, мотор ревет, а лодка не едет. И вроде бы мотор установлен по инструкции и с винтом все в порядке. Что же делать? Попробуйте установить гидрокрыло. Этим самым вы увеличите площадь антикавитационной плиты, а плита эта служит именно для того, чтобы блокировать подхват воздуха винтом с поверхности потока. Очень часто это решает проблему завоздушивания винта.
- Другой случай. Лодка долго выходит в глиссирующий режим. При том, это актуально как при использовании легких моторов с недобором мощности, так и тяжёлых, и мощных, но смещающих деферент лодке к корме. Получаем такую картину — на старте нос лодки поднимается вверх, корма проседает, мотор в попытке набрать обороты, ревет и гребет воду винтами. Однако вектор тяги мотора в этом случае направлен уже не параллельно поверхности воды, а под углом вверх. И нужного ускорения мы не получаем.
На больших лодках для устранения такой проблемы используются трансовые плиты. Они словно закрылки самолета изменяют баланс сил, действующих на лодку, и буквально «выкладывают» её на поверхность воды. Позволяя при этом существенно сократить время выхода в глиссирующий, а затем и в крейсерские режимы.
Гидрокрыло будет работать совершенно подобным образом. Изменяя угол «откидки» мотора, вы легко сможете управлять деферентом лодки в разных режимах. Вы почувствуете это сразу же, насколько сильно измениться реакция лодки на использование трима.
Основным минусом гидрокрыльев можно назвать снижение максимальной скорости приблизительно на 3-5%. Но это вполне нормальная плата за полученные выгоды.
Важный совет: если у вас нет проблем с выходом на глиссирование, подхватом воздуха и кормовым деферентом, то никакого смысла устанавливать этот аксессуар на ваш мотор нет.
Как уже было сказано, недостатков у данного девайса немного. Поэтому рассмотрим сначала все преимущества:
- Установленное гидрокрыло препятствует сильному задиранию носа лодки
Препятствует проникновению воздушных масс в крутящий механизм.
- Значительно повышается уровень комфорта.
- Препятствует сильному задиранию носа лодки. Это можно заметить при существенном увеличении оборотов на силовом агрегате.
- Улучшается управляемость;
- Незначительно улучшается курсовая устойчивость лодки.
- Лодка быстрее выходит на глиссирование.
Недостатки:
- Минимальная эффективность при использовании сверхмощных или маломощных силовых агрегатов.
- Необходимо значительно больше времени для проведения очистки гребного винта. Особенно это заметно при передвижении по сильно заросшим водоемам.
- Скорость плавсредства не может превышать 507 километра в час. Однако для большинства владельцев лодок это не является недостатком.
Каждая модель совместима с моторами определенной мощности. Поэтому все модели делят на три группы:
- силовые агрегаты мощностью от 50 л. с.;
- силовые агрегаты мощностью 25-50 л. с.;
- силовые агрегаты мощностью до 25 л. с.
На рынке представлены модели двух типов:
- Классическое гидрокрыло. Особенности:
- отлично подходят для маломощных лодочных двигателей;
- изделие состоит из двух основных крыльев.
- Монокрыло. Особенности:
- основная конструктивная деталь — цельная металлическая пластина.
Необходимые материалы для изготовления гидрокрыла
1. Пена высокой плотности (пенопласт). Используйте пенопласт высокой плотности, чтобы гидрокрыло имело нужную жесткость и не изменило своей формы под давлением воды при движении лодки.
2. Защитная пленка или лак. Покройте гидрокрыло защитной пленкой или лаком, чтобы увеличить его срок службы и защитить от повреждений и коррозии.
3. Монтажные аксессуары. Вам понадобятся болты, гайки, шайбы и другие монтажные аксессуары для крепления гидрокрыла к лодке и мотору.
4. Инструменты. Для изготовления гидрокрыла вам понадобятся следующие инструменты: электролобзик, ножовка, ручной шлифовальный станок, линейка, кисточка, резиновый молоток, сверла, отвертки, накидные ключи и др.
5. Резиновые уплотнители. Добавьте резиновые уплотнители к гидрокрылу, чтобы обеспечить герметичность и предотвратить попадание воды внутрь гидрокрыла.
6. Крепежная лента или нейлоновые ремни. Используйте крепежную ленту или нейлоновые ремни для надежного закрепления гидрокрыла к лодке и мотору.
7. Маркер или карандаш. Используйте маркер или карандаш для обозначения контура гидрокрыла и мест размещения крепежных отверстий на лодке и моторе.
8. Скотч или клей. Используйте скотч или клей для фиксации временных элементов гидрокрыла на соответствующем месте перед окончательным крепежом.
9. Защитные средства. Используйте перчатки, защитные очки и другие защитные средства при работе с материалами и инструментами для безопасности.
Гидрокрылья
3
(2)
Обсудим вопрос преимуществ, основных ошибок и установки гидрокрыльев на лодочные гибриды и другие подвесные моторы.
В первую очередь нужно сказать, что гидрокрыло проявляет наибольшую эффективность при скорости до 9 м/с (32 км/ч) так как при большей скорости они создают слишком большое сопротивление и провоцируют зарывание носом, нивелируя свои достоинства.
Каким же образом гидрокрыло помогает выйти на глиссирование? Рассмотрим теоретические моменты создания подъемной силы. Любая плоская платина или профилированное тело (с разным КПД) при движении под углом к потоку жидкости или газа создают зону повышенного давления на нижней поверхности и зону разрешения на верхней части. При чем зона разрешения создаёт в 1,5-3 раза (зависит от профиля) больше подъемной силы, чем зона повышенного давления (именно по этому подводные крылья такие маленькие). Подъемная сила в зависимости от скорости растёт в квадрате. Для примера, если подъёмна сила при скорости 2 м/с равна 4 кг, то при скорости 4 м/с – 16 кг. Кроме того, подъемная сила напрямую зависит и от угла атаки к набегающему потоку. Именно эти факторы влияют на уменьшение общего сопротивления корпуса в момент выхода на глиссирование. Итак, перечислим все плюсы и минусы использования правильно спроектированного гидрокрыла на лодочном гибриде и других подвесных моторах.
Плюсы:
- Убирает «кобру».
- Ускоряем выход на глиссирование.
- Купирует подхваты воздуха с поверхности на поворотах.
- Уменьшает проскальзывание на поворотах у плоскодонок.
- Позволяет поднять мотор на 1-5 см.
- Кардинально снижает аэрацию винта на плоскодонках (килеватость до 8 градусов) путём подсасывания воздуха, прорвавшегося под дно лодки с поверхности на верхнюю часть крыла, оставляя для винта лишь чистый поток жидкости.
- Улучшает мореходность снижая продольное раскачивание на волне (проверено на фанерной плоскодонке 2.45 м; позволяет идти по волне до 50 см в 3/4 газа на скорости 20-22 км/ч; традиционный сильный удар о вторую волну практически отсутствует).
- Оптимизирует работу винта, повышая его КПД (при использовании правильного крыла, винт имеет паспортный КПД, без него обычно теряется 10-15% упора).
- Позволяет вывести на глиссирование дополнительных 5-50 кг груза (зависит от комплекта).
Минусы:
- Снижает максимальную скорость комплекта на 1-2 км/ч.
Есть ещё ряд особенностей, гидрокрыльев, влияющих на их эффективность: форма крыла, соотношение размаха к ширине (именно эти параметры сильно влияют на индуктивное сопротивление), место установки крыла (влияет на оптимизацию работы винта), возможности регулировки (рули высоты, положительное или отрицательное поперечное V).
Для двигателей до 10 л.с. установка гидрокрыльев толщиной более 2,5 мм не рекомендуется, так как их лобовое сопротивление становится слишком большим и не позволяет получить выигрыша при выходе на глиссирование.
Наиболее удачное крепление гидрокрыльев — 4 винта на 5 мм с самоконтрящимися гайками к АКП. Такая схема крепления создаёт минимум сопротивления.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Процесс монтажа
Как уже говорилось ранее, сам процесс установки не является очень сложным, однако, от человека требуется хотя бы поверхностное знание строения лодочного мотора.
Многие опытные «судоходы» используют для этого специальные комплекты, например, SportClip. Альтернативным вариантом служит просверливание отверстий под болты. Этот способ может нанести вред пластине, поэтому лучше остановиться на методе, использующем крепление.
Сам процесс:
- Перед началом работ поверхность нужно обязательно обезжирить, протереть её от пыли, удалить лишнюю смазку и дождаться окончательного высыхания.
- После этого можно приступать к приклеиванию специальных прокладок. Чтобы все получилось как надо, следует заниматься этой работой в помещении, где температура воздуха выше 18 градусов либо на улице в теплый день. Это способствует более плотному прилеганию прокладок и повышению качества склеивания.
- Следующий этап — установка верхней пластины.
- Затем монтируется нижняя часть конструкции и все скрепляется четырьмя болтами. Болты нужно затягивать последовательно по часовой стрелке. При использовании комплекта, вместо болтов будут применяться резиновые шайбы, которые входят в него.
Не стоит забывать, что:
- гидрокрыло имеет заметное влияние только для моторов от 6 до 50 л.с.;
- угол атаки для маломощных двигателей не важен;
- гидрокрыло немного уменьшает потребление топлива, а, кроме того, увеличивает скорость вхождения лодки в режим глиссера;
- предпочтительнее выбирать способ крепления при помощи комплектов типа SportClip.
Зачем нужно гидрокрыло для лодочного мотора?Большинство владельцев моторных надувных лодок хоть раз задумывались о модернизации (улучшении) их лодки и мотора. Часто такое происходит, когда на водоему видишь похожую лодку с соизмеримым по мощности мотором, но вот только эта лодка идет по воде легче и гораздо быстрее выходит на глисс. Не задирает нос при резком увеличении тяги. Да и сам глисс ей подвластен при большей загрузке. Невольно возникают мысли, что ты делаешь что-то не так или твой подвесной мотор или сама лодка где то неправильно настроены. Не переживайте. Все нормально с вашим мотором и лодкой.Все дело в таком дополнительном приспособлении или лучше назвать оборудовании для лодочного мотора как гидрокрыло. Гидрокрылья для подвесных лодочных моторов бывают двух типов: монокрыло (большая единая пластина) и стандартное (состоит из двух отдельных частей, двух крыльев). См. фото.
Плюсы гидрокрыльев для лодочных моторов:Более быстрый выход на глисс. Время выхода сокращается примерно на 15-20%.Увеличение площади самой антикавитационной плиты улучшает курсовую устойчивость хода моторной лодки.Не так сильно задирает нос лодки при резком увеличении оборотов мотора.
Минусы гидрокрыльев для лодочных моторов:Падение максимальной скорости, примерно на 5%.При плавании по мелководью, если на винт намотается трава или чего подобное, то удаление всего этого с винта займет у вас больше времени чем без гидрокрыла. Гидрокрыло закрывает доступ к гребному винту.По нашим проведенным тестам и наблюдениям гидрокрылья не стоит ставить на моторы мощностью ниже 8 л.с. Эффект будет практически нулевой. Ну и для достаточно мощных моторов гидрокрыло не даст сколь нибудь ощутимого результата. И без крыла подвесной мотор в 50 л.с. вытащит практически любую лодку на глис в очень короткое время. Если у вас и вашей лодки нет никаких проблем с выходом на глиссирование и лодка не встает в позу кобры при старте, то гидрокрыло для вас будет лишь модным аксессуаром, которое еще и скорость максимальную «съест». А вот для слабеньких моторов, с которыми лодка еле, еле выходит на глисс, гидрокрыло может стать полезным приобретением.Если вам все же кажется, что гидрокрыло для лодочного мотора вам не поможет, попробуйте установить гидрокрыло для надувной лодки. Его можно установить на любые типы надувных лодок.
Тестирование гидрокрыльев для лодочных моторов:
Поэтапный процесс монтажа гидрокрыла на лодочный мотор
Установить крыло на мотор надувной лодки не составит особого труда, если вы имеете хотя бы небольшие знания о моторе и его строении. Нужно знать что такое антикавитационная плита, ведь на неё устанавливается крыло. Для установки, многие опытные рыбаки и гонщики используют комплекты, наподобие SportClip
В качестве альтернативы можно просто сделать отверстия для болтов, но в таком случае, неосторожное действие может повредить пластину. Поэтому будем использовать крепления. Придётся подумать о том, где правильней будет сделать отверстия под болты в антикавитационной плите, чтобы гидрокрылья расположились симметрично
Придётся подумать о том, где правильней будет сделать отверстия под болты в антикавитационной плите, чтобы гидрокрылья расположились симметрично
Придётся подумать о том, где правильней будет сделать отверстия под болты в антикавитационной плите, чтобы гидрокрылья расположились симметрично.
Все работы производятся на открытом воздухе в хорошую, тёплую погоду либо в хорошо отапливаемом помещении, при температуре ~18 градусов. Для начала нужно удалить жир с поверхности плиты, протереть пыль и убрать ненужную смазку. После того как она полностью высохнет, приклеиваем специальные прокладки. Тёплая температура воздуха улучшит качество приклеивания и поможет прокладке более плотно прилечь к поверхности.
Далее ставится верхняя пластина, потом нижняя часть всего комплекта, которая скрепляется болтами с четырёх сторон. Болты закручиваются по часовой стрелке, друг за другом. В комплекте вместо болтов есть шайбы, они тоже используются в качестве крепления.
Пошаговая инструкция по сборке гидрокрыла своими руками
Шаг 1: Подготовьте все необходимые материалы и инструменты. Вам понадобятся следующие детали: две пластины из листового металла, ось-вал, ручка управления и несколько винтов.
Шаг 2: Нарисуйте на пластинах гидрокрыла необходимые формы и отверстия с помощью чертежей или шаблонов
Обратите особое внимание на точность разметки, чтобы детали соответствовали друг другу
Шаг 3: Пользуясь нужными инструментами, вырежьте и отшлифуйте детали гидрокрыла по обозначенным линиям. Убедитесь, что края деталей ровные и гладкие.
Шаг 4: Поставьте ось-вал на одну из пластин гидрокрыла и закрепите ее с помощью винтов. Убедитесь, что ось-вал надежно закреплена и не имеет люфта.
Шаг 5: Установите ручку управления на другую пластину гидрокрыла и закрепите ее с помощью винтов. Удостоверьтесь, что ручка управления надежно закреплена и имеет удобное положение для использования.
Шаг 6: Соедините обе пластины гидрокрыла с помощью винтов. Убедитесь, что гидрокрыло имеет надежное и прочное крепление, чтобы выдержать нагрузку во время использования.
Шаг 7: Проверьте работу гидрокрыла, протестируйте его в воде. Оцените его эффективность и функциональность. В случае необходимости внесите корректировки и доработайте.
Шаг 8: Готово! Теперь вы можете использовать гидрокрыло для лодочного мотора и наслаждаться его улучшенной производительностью и управляемостью.
Монтаж гидрокрыла
Уже упоминалось, что процесс установки этого современного лодочного агрегата не является чересчур сложным и затратным по времени и силам. Считается, что гидрокрыло сможет установить даже начинающий водномоторник. Хотя при этом от него все равно требуются определенные опыт и знания в области конструкции лодочного мотора. Для этого лучше всего самостоятельно или с помощью специалиста изучить схему лодочного мотора. Или сделать это при помощи разбора данного агрегата, чтобы воочию понять, что происходит внутри него.
В этом разделе приведены полезные советы для тех, кто планирует заниматься установкой гидрокрыла на свой лодочный мотор:
во-первых, вам обязательно нужно понимать, как именно выглядит специальная плита, к которой и будет прикрепляться то или иное гидрокрыло. Чаще всего эта плита носит название антикавитационного приспособления. Для этого самостоятельно изучите свои технические агрегаты; очень многие опытные лодочники для крепления гидрокрыла пользуются специальными техническими средствами. Например, такой системой, как SportClip. О ней уже упоминалось в материале немного выше; может быть и альтернативный вариант такой системы. Например, вы можете просверлить ваши отверстия под болты. Хотя, на самом деле, такой путь крепления может довольно легко нанести повреждения вашей пластине
Вот почему лучше всего остановить все же свое внимание на методе, который использует специальное крепление. Таким образом, ваш мотор и гидрокрыло не будут повреждены; перед процессом начала работ с установкой гидрокрыла, стоит обязательно обезжирить все поверхности ваших конструкций. Также протрите свои детали от посторонней пыли, удалите излишнюю смазку с ваших изделий
После этого дождитесь, когда все детали окончательно высохнут, и приступите к основным действиям, связанным с установкой гидрокрыла на лодочный мотор; затем можно будет начинать приклеивание специфических технических прокладок. Для наилучшего исхода данного процесса, стоит заниматься креплением в помещении, в котором температура воздуха будет выше 18 градусов. Также можно заняться креплением на улице в теплую и сухую погоду. Все это будет способствовать более плотному и основательному приклеиванию этих прокладок, а также к повышению качества вашего склеивания; далее стоит заняться установкой верхней пластины вашего лодочного мотора. После этого происходит монтаж нижней части вашей конструкции. Затем все скрепляется четырьмя надежными болтами. Болты нужно будет достаточно хорошо и тщательно затягивать, вращая их по часовой стрелке. При использовании болтов также часто применяются резиновые шайбы, которые подходят к ним; говоря в общем, стоит отметить, что гидрокрыло имеет наилучшие функции только для моторов от 6 до 50 лошадиных сил. А в целом установка лодочного крыла – это весьма важная и нужная модификация практически для любого лодочного мотора
Также протрите свои детали от посторонней пыли, удалите излишнюю смазку с ваших изделий. После этого дождитесь, когда все детали окончательно высохнут, и приступите к основным действиям, связанным с установкой гидрокрыла на лодочный мотор; затем можно будет начинать приклеивание специфических технических прокладок. Для наилучшего исхода данного процесса, стоит заниматься креплением в помещении, в котором температура воздуха будет выше 18 градусов. Также можно заняться креплением на улице в теплую и сухую погоду. Все это будет способствовать более плотному и основательному приклеиванию этих прокладок, а также к повышению качества вашего склеивания; далее стоит заняться установкой верхней пластины вашего лодочного мотора. После этого происходит монтаж нижней части вашей конструкции. Затем все скрепляется четырьмя надежными болтами. Болты нужно будет достаточно хорошо и тщательно затягивать, вращая их по часовой стрелке. При использовании болтов также часто применяются резиновые шайбы, которые подходят к ним; говоря в общем, стоит отметить, что гидрокрыло имеет наилучшие функции только для моторов от 6 до 50 лошадиных сил. А в целом установка лодочного крыла – это весьма важная и нужная модификация практически для любого лодочного мотора.