Казанка-М. Лодки с жестким корпусом, сделанные в СССР — Жесткий корпус
Мотолодки «Казанка-М»
Основные данные:
Длина наибольшая 4.63 м
Ширина наибольшая 1.60 м
Высота борта на миделе 0.68 м
Угол килеватости днища на транце 4°
Масса с оборудованием и снабжением 145 кг
Грузоподъемность 400 кг
Пассажировместимость 4 чел.
Допустимая мощность ПМ 25 л.с.
Скорость под мотором:
Обводы мотолодки «Казанка»
Плоскодонная дюралевая глиссирующая «Казанка» долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.
Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при глиссировании на волне высотой более 0.3 м. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20~25 л.с., под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Стык днищевых и бортовых листов обшивки выполнен без образования брызгоотбойника, поэтому «Казанка» сильно забрызгивается в свежую погоду. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. Попытки использовать «Казанку» в море и других открытых водоёмах приводили к многочисленным несчастным случаям.
К числу достоинств лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. Ценными качествами «Казанок» являются малая осадка и лёгкий выход на глиссирование с большой нагрузкой и маломощными моторами. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью до 15 л.с. Несмотря на отмеченные выше недостатки, «Казанка» имеет свою «изюминку», и пользуется заслуженной популярностью на малых реках.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повышения ее мореходных качеств (установка наделок-булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.
Общее расположение мотолодок «Южанка» и «Казанка-МД».
«Казанка-М» и «Южанка» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса . Були имеют герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличиваюг общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.
Корпуса лодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища — 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости, вторая переборка с запираемой дверцей — багажник для походного снаряжения.
Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тентовым устройством.
Эксплуатация лодок допускается при удалении от берега до 1500 м и волнении не выше 2 х баллов.
Пользуюсь такой лодкой в течении 4 лет. Лодка очень ходкая, вместительный кокпит, легко выходит на глисс. Ходил на ней под Вихрем 30, Нептуном 23, Ямахой 25 и сейчас Меркури 15. Под Мерком вдвоем, с кучей шмурдяка, против течения на Оби скорость 22 км. Под Ямахой 25, один- под 50 км. Попадали на ней в очень сильный северный ветер (против течения), кто знает- поймет. Еле выбрались. Главное не становись боком к волне, средний ход и вперед.
Есть существенный недостаток- не любит боковую волну, ну и отсутствие самоотливного рецесса. Я на своей поставил помпу, работает от аккумулятора эхолота. Если вода попала в кокпит, нажал кнопку и нет воды.
Интересные факты
- Пятая модель Казанки серии М заняла первое место в гонке на 100 м в 1989 г.
- Заводская комплектация включала 3 весла. Третье было кормовым.
- Новые лодки поставлялись в комплекте с «аптечкой», где было все необходимое для заделки пробоин.
- Казанки без булей самостоятельно оснащали дополнительными отсеками плавучести.
- Лодку нельзя эксплуатировать при шторме выше 2 баллов.
- Монтаж подводных крыльев увеличит скорость глиссера.
- В 70-х годах на большинстве водоемов была запрещена эксплуатация Казанок в связи с частыми несчастными случаями из-за закидывания лодки волной или переворота во время маневра.
Казанка и Казанка-М: отличия
Лодка Казанка–М является усовершенствованной моделью первой лодки Казанки и поэтому имеет некоторые отличия или особенности:
- Строение бортовых булей;
- Дистанционное управление (в некоторых моделях).
За счет того, что були по своему строению герметичны, они могут послужить в качестве дополнительных отсеков, повышающих плавучесть. В некоторых, особенно самодельных моделях, були наполняют пенополистиролом.
Все модели выполнены из дюралюминия, а корпус выполнен методом клепки, со смешанной системой набора, который состоит из длинных ребер жесткости. По конструкции, толщина днища делается до 2 х мм, а толщина бортов и палубы – до 1 мм.
Практически все моторные лодки оснащены специальными удобными сидениями со спинками, а также прочным ветровым стеклом и веслами.
На момент изготовления лодки Казанки в некоторых редких случаях комплектовались тентовым оборудованием и устройством дистанционного управления.
Лодки Казанка может использоваться на расстоянии до 1500 м от берега и при силе волн до 2-х баллов. Такие лодки развивают максимальную скорость до 35-40 кмч, при груженной лодке – 30 кмч.
Современная модификация мотолодки
Даже в случае более современных модификаций, многие умельцы работают над повышением характеристик кормовой части, улучшают герметичность отсеков, монтируя крышки на петлях.
В современных моделях отсеки более вместительны, что удобно для хранения дополнительных канистр с топливом и маслом.
Герметичная переборка, которая вмонтирована для разделения кокпита и отсеков предупреждает попадание паров бензина при вмонтированном тенте.
Многие советуют дополнительно устанавливать кормовой багажник в лодке, который будет герметично закрываться 2-мя крышками. Помимо этого обе крышки при необходимости могут выполнять роль столиков.
Вместо стандартного кормового сидения с легкостью можно установить 2 съемных кресла (мягкие или жесткие), но при этом освободившиеся блоки непотопляемости перенести в килевой отсек. Даже если груз будет располагаться не в открытом кокпите, а в багажнике, это не приведет к переворачиванию лодки.
Отметим! В результате современных модернизаций существенно увеличивается длина палубы в кормовой зоне (примерно на 1/4 метра). При этом рационально будет применяться свободная площадь корпуса.
Внешний вид и особенности конструкции
Корпус
Мотосудно оснащено обводами типа тримаран с плоско–килеватым строением дна. Что это значит? В носовой части основной корпус имеет форму глубокого V, а по бокам от него выштампованы спонсоны. Они предназначены для того, чтобы увеличить стояночную и ходовую остойчивость, а также исключить появление рыскливости на полной скорости. При возникновении крена они создают восстанавливающий момент.
Спонсоны не имеют скоса с наружной поверхности, ближе к корме сходят на нет, и дно становится ровным. Есть небольшой развал обоих бортов, достигающий 10 градусов. Благодаря килеватому днищу в корме и развалу плавсредство устойчиво при маневрах и на поворотах. Угол килеватости 8,5 градусов наблюдается не по всей длине глиссера, а лишь на 2/3 от рецесса.
Сплав АМг, из которого сделана обшивка, хорош тем, что соединение корпусных элементов выполняется методом сварки. Тем самым сводится к минимуму количество соединений с заклепками, более недолговечных и трудозатратных в эксплуатации. Клепка использовалась в паре труднодоступных мест. Способ обшивки заключался в том, что листы из металла сразу разворачивались на плоскую поверхность и их не нужно было гнуть или пропускать через штамповочный пресс.
Толщина алюминиевых листов изменяется в зависимости от месторасположения:
корпус | мм |
---|---|
корма | 2,5 |
днище | 2 |
палуба | 1,5 |
борт | 1,5 |
Для жесткости корпуса использовались выштампованные ребра бортов и запалубленной поверхности, продольные отзиговки сверху и по бокам каюты. Боковые стенки кокпита высокие, поэтому брызги не досаждают пассажирам. Поперечный набор состоит из 7 шпангоутов. Форпик достаточно широкий, чтоб вода не попадала через него в обитаемое пространство. В нем находится багажный отсек с большим люком на шарнирах, отделенный водонепроницаемой перегородкой.
https://www.youtube.com/watch?v=2aV-nvXSULM&t=19sVideo can’t be loaded: Лодка Сарепта (https://www.youtube.com/watch?v=2aV-nvXSULM&t=19s)
Транец
Инженеры изначально создавали конструкцию транца, как усиленный элемент, выдерживающий установку двух двигателей одновременно. Соответственно, технические характеристики и габариты реализуют надежность и прочность данного элемента.Он сделан в виде ровной стенки, приваренной к корпусу без завалов вовнутрь или наружу. Возвышается над водной гладью на высоте от 30 до 50 см.
Подмоторная плита не из привычной бакелитовой фанеры, а «вечная» доска из дуба. Толщина 1—3 см позволяет переносить увеличенную нагрузку на эту часть. Мотор «насаживается» сверху при помощи скоб и фиксируется винтами. Для более жесткого крепления транец прикреплен к бортовым поверхностям боковинами рецесса, к продольному набору — бракет–кницами. Доска усилена металлическими уголками.
Кокпит
Обитаемое пространство имеет непривычную для отечественных суден планировку. Большая его часть защищена рубкой, монтированной на направляющих полозьях. Во время рыбалки или в жаркую погоду ее легко сдвинуть, примерно сантиметров на 40. Также в таком положении можно управлять лодкой стоя — правильное решение в условиях плохой видимости или при неспокойной воде.
Минус в том, что потолок низковат для взрослого мужчины. Вместе с тем, по свидетельствам владельцев модели, вода в шторм перекатывается через съемную конструкцию, однако из–за герметичных прокладок по всем ее стыкам в середину не попадает. Поэтому она незаменима в морских путешествиях и служебных выездах. При желании облегчить моторку надбортная рубочная надставка снимается совсем и оставляется на суше.
Панель управления расположена у лобового панорамного стекла. Включает в себя стандартный набор и отлично функционирует независимо от положения водителя. Ветрозащитное стекло является цельным, сделано из плексигласа толщиной 5 мм. По краям проложена уплотнительная лента. Есть внушительный запас ниш для вещей, полочки, рундук и багажные отсеки.
Высота борта на миделе достаточная для того, чтобы пассажирам не досаждали брызги. Установка тента производится с задней стороны рубки. Таким образом получается почти герметичная каюта с доступом к корме, если расстегнуть застежку тканевой накидки. Монтируется при использовании тентовых дуг.
История и цели создания
До производства лодки из серии Казанка 6 авиазавод им. С. П. Горбунова выпустил в продажу уже более 8 серийных моделей. Они пользовались популярностью у народа не только из–за массовости сбыта, но и по причине тщательного исследования «горбуновцами» замечаний и предложений судовладельцев. Так была определена потребность в легких, но грузоподъемных и вместительных хозяйственных гребных мотоботах, которые можно было бы сочетать с малосильным движителем. Для разработки проекта конструкторы длительный период изучали зарубежный опыт и наработки академика А. Н. Крылова, а также рекомендации ЦКБ «Нептун».
С конвейера они начали сходить в 1985 г. Джонбот тогда не был распространен повсеместно, так как покупатель медленно адаптировался к неизученному и новому строению изделия. Однако, такая форма была идеальной для массового высоко механизированного производства. Спрос на товар пополз вверх лишь на второй год продаж. Как результат соревнований в г. Нарва 1986 г., создатели глиссера удостоились диплома I степени за высокое качество изготовления мотосуден. До закрытия производства мотолодок на заводе в 1995 году была возможность приобрести различные модели из этой серии, включая и шестую.
Видео лодки Казанка 6:
Перевозка лодки
Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.
Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.
Внешний вид и особенности конструкции
Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.
Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.
Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.
Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.
Технические характеристики лодки и ее моделей
Любая вариация, выпускаемая на протяжении долгих лет, обладает своими особенностями эксплуатации.
Казанка
Наиболее востребованная и распространенная модель, благодаря своей низкой стоимости и неприхотливости в эксплуатации.
Также немаловажно, что именно модель «Казанка» обладает незначительной осадкой, за счет чего легко выходит на глиссирующий режим, даже груженая. Дополнительно лодку можно укомплектовать двигателем небольшой мощности. Эта модель больше всего подходит для ловли рыбы на закрытых водоемах, в которых нет большого течения, волнения воды
В противном случае из-за низкой остойчивости лодка перевернется
Эта модель больше всего подходит для ловли рыбы на закрытых водоемах, в которых нет большого течения, волнения воды. В противном случае из-за низкой остойчивости лодка перевернется.
Казанка-М
Стандартная модель лодки «Казанка», но усовершенствованная и доработанная. В данной модели разработчики позаботились о том, чтобы исключить переворачивание плавсредства, для того лодка «Казанка-М» укомплектована кормовыми булями. Также специалисты для большей комфортабельности предусмотрели жесткие сидения и ветровое стекло в данной модели.
Казанка-2
Вариация плоскодонной лодки, длиной 535 см для размещения не более 8 человек. Конструкция предусматривает изогнуто-килеватый дюралевый корпус. В лодке стоит мотор до 50 л. с., благодаря чему рыболовы могут эксплуатировать ее в прибрежных водах волнением до 3 баллов.
В данном случае самостоятельно возможно установить на модель 2 двигателя, а также существенно улучшены следующие показатели:
- Оборудование багажными отсеками для топливных канистр.
- Заклепочные швы обработаны специальной шпатлевкой.
- Наличие качественных уплотнителей.
- Комплектация сливными клапанами.
Примечание! Чтобы повысить комфорт в эксплуатации конструкторы предусмотрели качественные сиденья-трансформеры с мягкой обшивкой.
Казанка-5
Данная модификация алюминиевой лодки характеризуется высокой килеватостью, предусмотрен мотор до 30 л.с. Разработчики выполнили более высокие ходовые характеристики в лодке, например, специальная обводка корпуса.
Благодаря некоторой доработке «Казанка-5» обладает улучшенной устойчивостью, даже при высокой груженности.
Корпус лодки изготовлен из качественного материала на основе алюминия и имеет специальные штампованные рифты.
Данная модель вмещает не более 4 человек, имеет на борту мягкие сидения со специально складной конструкцией.
Корпус изготовлен из сверхпрочного материала, имеет надежную обшивку, специальные заклепочные швы. Эти характеристики обеспечивают плавучесть и устойчивость плавсредства даже в сложных условиях эксплуатации.
Примечание! Единственным, но существенным минусом является то, что в конструкцию попадает вода сквозь просветы для штуртросов. Однако нельзя не отметить высокие антикоррозионные характеристики, высокую стойкость конструкции.
Казанка-5М
Алюминиевая «Казанка-5М» — более модернизированный и улучшенный вариант исполнения лодки «Казанка-5», в котором отсутствуют недостатки и недоработки.
Таким образом, в новой лодке:
- Перепланирована конструкция кокпита для большей комфортабельности.
- Мощность мотора увеличена с 30 л. с. до 35 л. с.
- Отверстия транца оборудовали специальными каучуковыми шайбами для устранения водопроницаемости.
- Благодаря конструктивному выносу транца, существенно увеличилось пространство внутри лодки.
- Поменяли ветровое стекло на панорамное, для лучшего обзора и эстетичности.
- Первые модели лодки выпускались со штурвалом из металла, в данной конструкции этот элемент изготовлен из пластмассы.
- Разработчики добавили несколько отделений для организации и хранения мелких вещей, а также рыболовных снастей.
- Разработали перегородку для багажного отсека и кокпита.
Примечание! На данной лодке предполагается плавать на расстоянии до 3000 м от берега. Даже, если корпус лодки будет поврежден и конструкция будет залита, она останется на плаву, максимально груженая.
Казанка-6
Данная модернизированная конструкция плавсредства появилась в продаже в начале 1990-х годов. Она характеризуется плавной, легкой грузоподъемностью.
Достоинством данной конструкции является малый вес и доступная цена. Помимо этого пользователи отмечают высокую прочность корпуса и простоту управления. Среди многих современных аналогах, «Казанка-6» считается наиболее экономичной и долговечной.
Ходовые качества
В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.
Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.
Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.
Технические характеристики лодок «Казанка»
Технические характеристики лодок «Казанка» таковы, что при вместительности до 4 человек с мотором небольшой мощности способно быстро перемещаться по водной поверхности со скоростью 25 км/ч. Имея отличные технические и ходовые характеристики, маломерные суда «Казанка», составили конкуренцию всем известным маломерным судам. Различные модификации самой популярной бюджетной моторки «Казанка» отличаются друг от друга техническими характеристиками.
Плоскодонная моторная лодка «Казанка» была известна в народе под названием «Метла».
Лодка «Казанка»
Лодка «Казанка» технические характеристики (самой распространённой на всём постсоветском пространстве лодки с подвесным мотором):
- максимальная длина лодки «Казанка» – 4.6 метра;
- наибольшая ширин – 1.24 метра;
- высота борта на миделе (вертикальное измерение средней линии судна) – 68 сантиметров;
- грузоподъёмность – 400 килограмм;
- вес судна вместе с оборудованием и снаряжением – 138 килограмм;
- пассажировместимость – 4 человека;
- допустимая мощность мотора при сохранении хороших ходовых качеств-не больше 15 л.с.;
- максимальная скорость лодки при полной загрузки с мотором 10 л.с.-25 км/ч.
Лодка «Казанка М»
Второе поколение лодки «Казанка М» несколько отличается от первых моделей лёгких лодок. Для увеличения остойчивости (сохранение плавучести при воздействии внешних неблагоприятных факторов) судна, к бортам в кормовой части были добавлены герметичные були (дополнительные бортовые конструкции).
Размер лодки «Казанка М», грузоподъёмность и пассажировместимость остались практически без изменения, но улучшились ходовые качества и увеличился вес конструкции.
Лодка «Казанка М» технические характеристики:
- масса лодки с оборудованием и снаряжением – 145 килограмм;
- максимальная скорость с использованием мотора мощностью 25 л.с., при полной загруженности лодки составляла 30-40 км/ч;
- улучшены мореходные качества, плавсредство может сохранять свои ходовые качества при высоты волны свыше 20 сантиметров;
- лодка была дооборудована ветровым стеклом.
Лодка «Южанка»
На базе лёгкой лодки «Казанка» в конструкторском бюро Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве была выпущена новая усовершенствованная модель маломерной лодки «Южанка».
Лодка «Южанка» отличается от исходной модели «Казанка» конструктивными новшествами:
- лодка была оснащена двумя ветровыми стеклами для защиты от брызг и ветра;
- судно могло уходить от берега в море на расстояние более 1 километра при волнении не выше трёх баллов;
- установленные надстройки (були) длиной 275 сантиметров, обеспечивали улучшенные гидродинамические качества;
- за счёт дополнительных конструкций увеличился вес лодки-145 килограмм;
- пассажировместимость-5 человек;
- водоизмещение (объём воды, вытесненной подводной частью судна) 365 литров;
- наличие защитного тента;
- осадка (глубина погружения в воду) при максимальной загруженности лодки-не более 15 сантиметров;
- при затопляемости трюма судно оставалось на плаву в горизонтальном положении.
Лодка «Казанка 2»
Лодка «Казанка 2» было спущено на воду через 3 года с моменты выхода первой модели.
Плавсредство претерпело несколько изменений, с учётом всех недоработок первых моделей, новая модификация имела отличительные технические характеристики:
- увеличилась пассажировместимость до 8 человек;
- возможность перемещения при волнении в 3 балла;
- использовании подвесного мотора мощностью свыше 25л.с.;
Лодка «Казанка 5»
Лодка «Казанка 5» с обновлённым дизайном и некоторыми конструкторскими доработками с улучшенными техническими характеристиками, стала самым востребованным плавучим средством среди рыболовов и туристов.
Описание:
- корпус судна был изготовлен из композиционного алюминиевого сплава с повышенной пластичностью;
- жёсткие сидения заменены на мягкие складные кресла;
- рекомендовано использование мотора мощностью более 30 л.с.
- улучшены качества по непотопляемости судна за счет применения пенопласта под кормой палубы.
Лодка «Казанка 5М»
Лодка «Казанка 5М» не существенно отличается от всех предыдущим модификаций. Массовый выпуск этих лодок начался в 1978 году и прекратился в конце 80-х годов. Лодка имела выносной транец для двух подвесных моторов.
Грузоподъёмность лодки и размеры остались прежними, но вследствие конструкторских изменений, значительно увеличились эксплуатационные характеристики:
- общая масса с оборудованием составила 190 килограмм;
- возможность использования мотора мощностью 60 л.с;
- за счёт изменения подводной носовой части улучшились ходовые качества.
Технические характеристики моторной лодки Казанка 5М4
Это совсем новая конструкция, которая отличается от своих предшественниц по многим показателям, в том числе и по размерам. Она увеличилась в длину на 10 см, что составляет 460 см, при ширине в 165 см и высоты бортов 70-80 см.
Благодаря некоторым изменениям в конструкции корпуса, она способна развивать скорость до 40 км/час, что на 5 км/час больше от предыдущих конструкций.
При грузоподъемности в 400 кг, без наличия двигателя и снаряжения, лодка способна взять на борт до 5 человек. На лодку можно устанавливать, как отечественные, так и импортные лодочные моторы, общей мощностью 60/50 лошадиных сил. Возможна установка сразу двух моторов, что предусмотрено конструкцией транца. При чем, общая мощность при установке отечественных моторов, должна составлять 60 л.с., а при установке импортных – 50 л.с.
Корпус лодки «Казанка 5М4»
Любая конструкция лодки предполагает наличие основных составляющих:
- корпуса;
- элементов плавучести;
- дополнительного оборудования и снаряжения.
Кроме этого, корпус лодки делится на три части:
- носовой части;
- кокпита;
- кормовой части.
В носовой части «Казанки 5м4» находится багажник, с запирающимся лючком и наличием швартовых креплений. В районе кокпита располагается переднее сидение и заднее сидение с диваном, который имеет спинку. В сидении дивана находится отсек для топлива, крышкой которого и служит сидение дивана.
Конструкция кокпита располагает гнездами для весел, а также дугами для тента. Кроме этого, по обоим бортам имеются ниши для хранения различных аксессуаров. Как правило, в этих нишах располагаются малогабаритные дополнительные принадлежности. Ветровые стекла имеют изогнутую форму, что позволяет защищать людей, находящихся в лодке от встречного потока воздуха и брызг. Этому также способствует продуманная высота защитных стекол.
Кормовая часть имеет следующее предназначение:
- здесь располагается отсек для топлива;
- здесь находится клапан для слива воды;
- слева и справа расположены буксировочные крепления;
- здесь смонтирована специальная конструкция для установки двигателя;
- тут же расположены узлы, где крепятся тросы управления;
- в этой области располагаются крепления для тента.
Корпус для этой лодки построен из дюралюминия, который не боится агрессивных сред, таких как соленая вода. Плюс ко всему, каркас покрыт лакокрасочным материалом. Конструкция соединяется с помощью клепки, что увеличивает срок ее службы. Кроме этого, конструкция получилась максимально легкой.
Изучив отзывы многих владельцев, в конструкции несколько видоизменили профиль лодки. Старые, вогнутые отводы старых конструкций заменены на выпуклые, килеватые. Поэтому, килеватость на транце возросла на 8,5 %, а остальные отводы стали более аккуратными и плавными, что улучшило ходовые показатели плавсредства. При этом, увеличилась полезная площадь носовой части лодки.
Состав дополнительного оборудования
К лодке прикладывается следующее дополнительное оборудование:
- комплект сланей – 13 штук;
- раскладной тент;
- пара раскладных кресел;
- пара подушек для передних кресел;
- подушка для сидения типа диван;
- подушка для спинки под сидение типа диван;
- ветровые стекла в комплекте;
- весла с уключинами – 2 штуки;
- элементы дистанционного управления моторами «Нептун» или «Вихрь»;
- рулевая колонка с подвесными моторами «Нептун» или «Вихрь»;
- сигнальная мачта белого цвета;
- правый сигнальный фонарь;
- левый сигнальный фонарь;
- отсек для батареи;
- трос для швартовки и буксировки;
- спасательный линь;
- набор для ремонта;
- полотно для тушения пожара – 1кв. метр;
- черпак для воды;
- поручень для переднего сидения.
Блоки плавучести лодки «Казанка 5м4»
Блоки, которые обеспечивают плавучесть конструкции, расположены по всему периметру лодки. Они состоят из пенопласта и влиты в корпус. Пенопластовые элементы обеспечивают плавучесть средства даже при полном заполнении водой кокпита и полного погружения лодки в воду.
В подобных условиях плавсредство не только не тонет, но и способно удержать еще 5 человек, находящихся в воде и удерживающихся за лодку. Это одно из основных достоинств данной конструкции.
Ходовые характеристики
Подобное плавсредство предназначается для эксплуатации на реках и озерах, а также в прибрежной зоне морей и океанов, на удалении не более 3-х км от берега. Мотолодка способна выдержать волну, высотой до 0,75м. При максимальной мощности мотора в 50-60л.с., «Казанка 5М4» на стоячей воде способна развивать скорость до 60 км/час.
FirstFisher.ru – интернет-журнал о рыбалке и рыболовах. Технические характеристики лодки Казанки
Водный транспорт многие десятилетия активно развивается и используется населением параллельно с автомобильным. Жители населенных пунктов возле водных объектов используют маломерные суда для перевозки грузов, пассажиров, отдыха, рыбалки, охоты. Отечественные производители старались удовлетворить спрос населения в лодках и катерах из легких алюминиевых сплавов.
Лодка Казанка
История многих водомоторников тесно связана с лодками Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова, на котором выпускались одноименные лодки Казанка с 1955 года.
За многолетнюю производственную деятельность было выпущено более десятка модификаций Казанок.
Казанка является классической глиссирующей плоскодонкой, которая широко использовалась на небольших реках. Хождение на Казанке на крупных водоемах было опасно, лодка имела низкую устойчивость, рецес отсутствовал, в результате чего лодка на волнении могла опрокинуться или ее захлестывала волна при торможении.
Лодка имела только румпельное исполнение, не предполагала использование дистанционного управления.
Технические характеристики
Основные параметры лодки:
- длина – 4,63 м.;
- ширина наибольшая 1,24 м.;
- высота борта на миделе – 68 см.;
- килеватость на транце – 4 градуса;
- снаряженная масса — 138 кг.;
- грузоподъемность – 400 кг.;
- пассажировместимость – 4 человека;
- максимальная мощность используемого мотора – 15 л.с.
Корпус
Корпус лодки выполнен из дюралюминия. Соединение элементов набора и обшивки – клепанные. Набор конструкции смешанный, состоит из:
- Продольных ребер жесткости.
- Шпангоутов.
- Двух переборок.
Толщина материалов:
- обшивки днища 1,5 – 1,8 мм.;
- бортов и палубы – 1 мм.
Водонепроницаемая переборка в носовой части – форпиковая переборка отделяет отсек непотопляемости, в котором имеется вторая водонепроницаемая переборка. Вторая переборка является и багажным отделением, с запираемой дверкой.
Состав оборудования
Оборудование лодки не отличалось какими-либо изысками. Два жестких сидения (лавки) со спинками, ветровое стекло, распашные весла. Весла крепились на бортах с помощью уключин. Ветровое стекло, как правило, снималось, поскольку шкипер при румпельном управлении находился в кормовой части, и стекло не играло защитной роли от ветра и брызг.
Лодка также выпускалась ограниченными сериями с возможностью установки двигателя с дистанционным управлением и тентовой конструкцией. В этом случае ветровое стекло является обязательным элементом. На лодке с тентом можно было идти в непогоду.
Для повышения комфортности и безопасности при хождении на воде владельцы лодок самостоятельно вносили изменения в конструкцию, и оборудовали лодки дополнительными аксессуарами.
Накладки вдоль бортов к корме в виде булей повышали устойчивость лодки, а фальшборт в корме исключал попадание воды в лодку от волны. Комфортные кресла, установка панели управления, дополнительные рундуки делали эксплуатацию лодки более комфортной.
Похожие модели
Конструкторы, зная все недостатки первых Казанок, постоянно вносили изменения в конструкцию, совершенствуя модели под эксплуатационные требования и запросы потребителей.
Следующей принципиально новой моделью была Казанка 2, имеющая 5-метровый корпус в длину, повышенной мореходностью, позволяющей ходить в прибрежных водах при волнении в 3 балла. На лодку можно было устанавливать 50-сильный мотор. Вмещала она 6 человек.
Именно с этой модели Казанка обрела изогнутые килеватые формы, позволяющие более безопасно и быстро ходить по прибрежной акватории.
Младшая модель Казанка 5 отличалась меньшими размерами. Длина составляла 4,5 м. Транец на лодке выносной, что увеличило пространство кокпита. В последующих модификациях выносной транец был убран. Эта Казанка 5М и ее модификации завоевали много приверженцев. Совершенствование конструкции продолжалось от модели к модели, изменяя килеватость, обводы корпуса, скуловую часть. Ходовые качества, грузоподъемность, скоростные характеристики, безопасность эксплуатации Казанки 5М4 повысились в результате работы производителя над отзывами владельцев лодок.
В настоящее время Казанки выпускаются в модификации 5М4 из клепанного дюралюминия и 5М7 дюралюминиевого корпуса со стеклопластиковым вкладышем, который повысил комфортность нахождения в лодки ее обитателей. Полностью стеклопластиковые корпуса имеют Казанки модификаций Сибирь 460 и 460М.
Казанки по настоящее время не уступают конкурентам по своим потребительским качествам, используют современные технологии, конструкторские наработки для повышения безопасности и комфорта водомоторников.