Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности

Что такое тяговые аккумуляторы – устройство, особенности конструкции

В большинстве своем, это обычные свинцово кислотные аккумуляторы, предназначенные для длительного обеспечения электроэнергией устройств, потребляющих эту энергию. Процесс образования тока в тяговых АКБ такой же, как и стартерных: активная масса решеток электрода взаимодействует с электролитом, в результате чего на выходе появляется необходимое напряжение.

Устройство тяговых аккумуляторных батарей мало чем отличается от стартерных аналогов. Одна секция состоит из положительных и отрицательных решеток, разделенных между собой специальными прокладками – сепараторами. Прокладки эти изготовлены из диэлектрического материала (кислотостойкий полимер, пористая стеклоткань), что исключает короткое замыкание между электродами. Пространство между пластинами заполнено активным реагентом – электролитом.

Напряжение на электродах одной секции одинаково практически для всех батарей и составляет 2,3V. Чего не скажешь о силе тока, которая зависит от массы и размеров пластин, от их пористости, рабочей площади и материала изготовления. Чтобы АКБ выдавала нужное напряжение ее секции соединяются между собой последовательно. Так, для двенадцати вольтовой АКБ необходимо связать воедино 6 банок.

Тяговые аккумуляторные батареи достаточно тяжелы и занимают много места. Например, модель на 180 Ah имеет габариты – 850х650х400 и весит 600кг. Если сравнивать со знакомыми автолюбителям пусковыми АКБ, то по емкости, это равно трем автомобильным аккумуляторам на 60Ah, которые весят не более 20 кг каждый. Масса и размеры определяют ряд требований к материалам корпуса и его толщине. Как правило, это кислотостойкий диэлектрик – на современных устройствах чаще применяют полимеры.

Особенности и назначение

В отличии от автомобильных аккумуляторов, тяговые агрегаты имеют как схожие черты, так и ряд существенных отличий. Так, тяговые АКБ представляют собой набор отдельных емкостей, каждая из которых представляет собой отдельную батарейку. В то время как стартерные АКБ состоят из ряда пластин в одном корпусе.

По способу работы тяговые аккумуляторы рассчитаны на продолжительную отдачу заряда через питание подключенной к нему токовой нагрузки, они задействованы в течении всей рабочей смены или технологической операции. В то время как автомобильные, задействованы лишь для пуска двигателя и поддержки вспомогательных электроприборов до тех пор, пока скорость движения не обеспечит штатный режим работы генератора.

Конструктивно, пластины обычной стартерной батареи тонкие, в то время, как у тяговых аккумуляторных устройств, пластины обладают значительно большей толщиной и весом. В результате, габариты последних существенно увеличиваются, повышая и вес, если сравнить  их как источники тока.  Но такое конструктивное отличие повышает и время окислительно-восстановительных реакций внутри емкости, что значительно увеличивает время разряда.

Тяговые не боятся циклов глубокого разряда, в отличии от автомобильных аккумуляторов. Такие режимы являются нормальным для питания электромоторов и приводов.

На практике, применение тяговых источников питания охватывает самые разнообразные сферы человеческой деятельности, которые предназначены для:

  • Погрузочного транспорта – автотележек, погрузчиков, штаблеров и прочих, которые используются на складах, где применение ДВС привели бы к загазованности воздуха.
  • Шахтные электрические аппараты – тягачи, комбайны, дрезины и прочие, выполняющие технологические операции в замкнутом пространстве с дефицитом свежего воздуха.
  • Для солнечных электростанций, которые длительно накапливают электроэнергию в цикле зарядки, а потом аккумуляторные батареи отдают ток заряда к нагрузке.
  • Бытовые устройства – широко распространенные детские электросамокаты, скутеры, электромобили, лодочные моторы.

Помимо этого их актуально использовать в сфере производства фармакологической продукции, медицины, детских смесей и т.д. Однако следует отметить, что  для каждой сферы деятельности применяются аккумуляторные батареи различные по типу и виду.

Тяговые аккумуляторы для лодочного мотора в Балашихе

Лодочный мотор PATRIOT BM-106

Лодочный аккумулятор YUASA MARINE M26-80

Аккумуляторный лодочный мотор GreenWorks G40TM55

Аккумулятор Marine Deep Cycle GEL 75Ah 12V

Аккумуляторная батарея Yuasa MARINE M26-80S SMF Batteri.

Аккумулятор Marine Deep Cycle AGM 80Ah 12V

Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-DZM-12 (12V12A/H.

Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.

Аккумулятор DEKA DP24 ( 12V 65Ah / 12В 65Ач )

Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.

Аккумулятор Deka DC27 DT 105 А/ч 575 А прям. пол. (300x.

Лодочный мотор HUTER GBM-35

Аккумулятор тяговый DEKA 8AU1H ( 12V 32Ah / 12В 32Ач )

Аккумулятор Deka DC24 DT 95 А/ч 500 А прям. пол. (260×1.

Аккумулятор лодочный DEKA MARINE DC24 DT (стартерный гл.

Аккумулятор лодочный старто-тяговый Deka Marine Master.

Аккумулятор DEKA DP24 ( 12V 65Ah / 12В 65Ач )

Устройство зарядное для тяговых АКБ Minn Kota MK-105P

Аккумулятор Deka DC31DT

Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-DZM-20 (12V20A/H.

Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC27 12.

Аккумулятор лодочный President E-NEX DC27MF 6СТ-90 прям.

Лодочный мотор Minn Kota Endura C2 34

Аккумулятор для катеров,яхт и лодочных моторов Deka 24M.

Лодочный мотор Minn Kota Endura Max 40

Аккумулятор Deka DP31 Deep Cycle 110 А/ч 700 А прям. по.

Сумка для лодочного мотора 6-10лс до 45кг

Лодочный мотор Minn Kota PowerDrive V2 55 / AP

Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.

Аккумуляторная батарея Deka 24M6 Marine master

Аккумулятор тяговый DEKA 8AU1H ( 12V 32Ah / 12В 32Ач )

Аккумулятор лодочный тяговый Deka Marine Master DC24 12.

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS80 (DC80)

Устройство зарядное для тяговых АКБ Minn Kota MK-110P

Лодочный мотор WATERSNAKE FWT44

Лодочный мотор WATERSNAKE SXB 34

Лодочный электромотор MINN KOTA TERROVA 112 IP LINK/182.

Аккумулятор RDRIVE ELECTRO Velo 6-DZM-12

Аккумулятор лодочный DEKA MARINE DC27 DT (стартерный гл.

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS110 (DC110)

Аккумулятор Minn Kota MK-SCS80

Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-EVF-32 (12V32A/H.

Аккумулятор Minn Kota MK-SCS80

Лодочный мотор Haswing Osapian 20 lbs

Тяговый аккумулятор Li-ion для лодочного электромотора.

Лодочный мотор Minn Kota Terrova 55

Аккумулятор для лодочных моторов Trojan SCS225

Аккумулятор Deka DC27DT

Тяговый гелевый аккумулятор RuTrike 6-EVF-45 (12V45A/H.

Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.

Аккумулятор лодочный DEKA MARINE DC31 DT (стартерный гл.

Аккумулятор MINN KOTA DC 80 глубокой разрядки, 80 а/ч

Аккумуляторная батарея тяговая SONNENSCHEIN GF 12 025 Y.

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS110 (DC110)

Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.

Лодочный мотор WATERSNAKE Asp T18-FW

Лодочный четырехтактный мотор Mikatsu ПЛМ MF3.5FHS

Лодочный мотор HUTER GBM-35

Аккумулятор Deka DC24DT

Тяговый механизм JET 3.0 т JG-300A 286530

Лодочный аккумулятор SEBANG MARINE 105 А·ч 31HCM-850 Пр.

Аккумулятор свинцовый глубокого разряда DEKA DC31 DT (т.

Лодочный мотор HUTER GBM-35

Устройство зарядное для тяговых АКБ Minn Kota MK-105P

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS80 (DC80)

Аккумулятор DEKA DP24 ( 12V 85Ah / 12В 85Ач )

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS100 (DC100)

Аккумуляторная батарея Deka 24M5 Marine master

Аккумулятор для лодочного электромотора MINN KOTA MK-SC.

Тяговый аккумулятор Minn Kota MK-SCS100 (DC100)

Лодочный аккумулятор YUASA MARINE M26-80

Лодочный мотор WATERSNAKE Asp T24

Лодочный мотор greenworks G40TM55

Аккумуляторная батарея Yuasa ACTIVE MARINE M26-80 SMF B.

Аккумулятор Minn Kota MK-SCS100

Аккумулятор лодочный DEKA MARINE DP27 (CCA650) (стартер.

Типы и характеристики тяговых аккумуляторов 12 вольт

Тяговые аккумуляторы 12 вольт широко используются для питания лодочных электромоторов. В зависимости от своих характеристик и особенностей, они имеют различные типы.

1. Сухие аккумуляторы

Сухие аккумуляторы являются одним из самых распространенных типов тяговых аккумуляторов 12 вольт для лодочных электромоторов. Эти аккумуляторы имеют электролит в виде геля или стекловолоконного материала, что делает их безопасными и длительными в использовании. Они обладают высокой надежностью и длительным сроком службы.

2. Влажные аккумуляторы

Влажные аккумуляторы являются одним из наиболее дешевых вариантов тяговых аккумуляторов. Они имеют электролит в виде смеси серной кислоты и воды. Они достаточно надежны, но требуют регулярной подзарядки и профилактики.

3. AGM аккумуляторы

AGM аккумуляторы — это тип аккумуляторов с погруженным гибридным электролитом. Они обладают высокой энергетической плотностью и способны выдерживать большое количество циклов заряда/разряда. Эти аккумуляторы не требуют обслуживания, но стоимость их может быть выше, чем у других типов.

4. Гелевые аккумуляторы

Гелевые аккумуляторы имеют электролит в виде геля, что делает их безопасными и более устойчивыми к перегрузке и перепадам температур. Они обладают высокой степенью герметичности и способны работать в любом положении. Однако, они требуют особого зарядного устройства для правильной подзарядки.

Характеристики тяговых аккумуляторов 12 вольт

При выборе тягового аккумулятора 12 вольт для лодочного электромотора необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Емкость аккумулятора — обозначает количество электрического заряда, которое аккумулятор может хранить. Она измеряется в ампер-часах (Ач). Чем выше емкость, тем дольше аккумулятор сможет поддерживать работу электромотора.

Размеры и вес аккумулятора — важны для установки аккумулятора на лодке. Необходимо убедиться, что выбранный аккумулятор подходит по размерам и не создаст дополнительного веса, которые могут повлиять на устойчивость и проходимость лодки.

Срок службы аккумулятора — показывает, сколько зарядных циклов аккумулятор способен пройти до того, как его емкость снизится до определенного уровня. Чем выше срок службы, тем дольше аккумулятор прослужит.

Глубина разряда — показывает, насколько глубоко аккумулятор может разрядиться без потери своих характеристик и срока службы. Чем более глубоко аккумулятор может разрядиться, тем больше его емкости может быть использовано.

Ток разряда — показывает, какой максимальный ток аккумулятор способен выдавать во время разрядки

Это важно для определения совместимости с электромотором и его требованиями по мощности.

Ток заряда — показывает, какой максимальный ток аккумулятор может принять во время зарядки. Это важно для выбора правильного зарядного устройства или зарядной станции.

При выборе тяговых аккумуляторов 12 вольт для лодочного электромотора важно принимать во внимание тип аккумулятора, его характеристики и соответствие требованиям электромотора. Также стоит учесть параметры лодки и условия эксплуатации, чтобы выбрать оптимальный вариант аккумулятора

Как выбрать зарядное устройство для тяговых аккумуляторов

Зарядное устройство для тяговых аккумуляторов должно обеспечивать качественное восстановление заряда АКБ. Обычное ЗУ для стартерных батарей не всегда можно использовать для зарядки тяговых аккумуляторов.

Прежде всего, в таком устройстве может генерироваться недостаточное напряжение. Например, для подзарядки многих тяговых АКБ, необходимо напряжение в 48v, что обычные устройства не способны обеспечить.

Мощность тока также очень важна, ведь тяговый аккумулятор может использоваться в ежедневном режиме и для восполнения электропотерь необходимо обеспечить достаточно высокие показатели силы тока.

От этого показателя будет зависеть сечение подключаемых проводников, поэтому провода с «крокодилами» от обычной зарядки также нельзя использовать для подключения более мощных ЗУ к батарее.

Новое зарядное устройство рекомендуется покупать только в том случае, если данная модель одобрена производителем батареи.

Как правильно заряжать

Для того, чтобы провести правильную зарядку тягового аккумулятора, необходимо воспользоваться специально предназначенным для таких целей устройством электропитания. Показатель тока зарядки должен соответствовать 1/10 от емкости аккумулятора. К примеру, емкость АКБ в данный момент составляет 60 Ач. В данном случае, показатель тока зарядки должен быть 6 А.

Для подготовки аккумулятора к зарядке необходимо вначале очистить клеммы от грязи и смазки. На самом зарядном устройстве проверить, чтобы переключатель был выключен. Проверить целостность ведущих проводов и зажимов. Стандартно красный провод — это «плюс», а черный — «минус». «Плюс» зарядного устройства подсоединяется в положительной клемме аккумулятора, а «минус» — к отрицательной.

В зависимости от выходного напряжения тягового аккумулятора, на зарядном устройстве выставляется напряжение 12 или 24 вольта.

Также необходимо проверить, чтобы отверстия для выхода газов, возникающих в процессе зарядки, были свободными. После этого подключить зарядное устройство к сети и поставить сам аккумулятор на заряд. В целях соблюдения техники безопасности заряжать аккумулятор необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

Стадии зарядки

Если коротко описать как заряжать тяговый аккумулятор, то получится последовательность действий, включающая в себя три этапа:

  • Насыщение. На первой стадии насыщения процесс протекает быстро, при максимуме тока на ЗУ. Напряжение устанавливается в зависимости от степени разряда. Длительность зависит от номинальной емкости и силы зарядного тока (емкость 60Ah при токе 6A зарядится приблизительно через 10 часов). Сила тока заряда определяется в зависимости от конкретной батареи, но не может быть выше 100% ее емкости (ниже 10% ставят в исключительных случаях). Заряжают до тех пор, пока не наберется 80% емкости.
  • Поглощение (абсорбция). Напряжение на стадии поглощения остается на уровне, достигнутом на первой этапе, а сила тока постепенно снижается, вплоть до максимальной зарядки.
  • Поддержка. Третий этап поддерживающей зарядки наступает после понижения, потребляемого батареей, тока менее чем до двух процентов от его емкости. Чтобы исключить закипание, ЗУ автоматически уменьшает напряжение до 13,8V. Чрезмерное напряжение является причиной преждевременного старения положительных решеток, а недостаточное приводит к сульфатации, по причине неполной зарядки аккумулятора.

Недостаточный заряд и перезаряд

На пластинах не полностью заряженной тяговой батареи, особенно если недозаряд регулярен, появляются частицы сульфатов, которые ощутимо увеличивают сопротивление. Из-за этого ЗУ не может откалибровать зарядное напряжение, что приводит к еще большей недозарядке и сульфатации соответственно.

Чрезмерный заряд

Особенно опасен для аккумуляторов с желеобразным электролитом и AGM устройств. Во время длительной перезарядки закипает жидкий реагент, инициируя неконтролируемый нагрев с постоянным повышением температуры.

Лучшие производители

Какого производителя аккумуляторов выбрать? Давайте рассмотрим рейтинги основных производителей тяговых батарей.

Bosсh

Аккумуляторы Bossh давно зарекомендовали себя как одни из лучших. Компания Bosch начала производство батарей в 1927 году. Бренд внес большой вклад в развитие аккумуляторов, регулярно разрабатывая и внедряя полезные инновации.

Плюсы.

  • Хорошее соотношение электрической мощности и размера.
  • Длительный срок службы.

Плюсы.

  • Нестандартные размеры корпуса.
  • Высокая цена.

Medalist

Отличная батарея из Кореи под названием Medalist. Они производятся на заводе DELKOR, дочерней компании Johnson Controls в США.

Плюсы.

  • Отличное качество.
  • Малый вес.
  • Длительный срок службы.

Недостатки.

Довольно высокая стоимость.

Популярные бренды тяговых АКБ

Германский производитель Sonnenschein на рынке автономных источников питания более 100 лет. Продукция компании использует передовые разработки в продукции, рассчитанной на большинство потребностей своих клиентов.

Более бюджетные, но добротного качества батареи предлагает компания Ventura. Приемлемые цены возможны благодаря размещению производственных мощностей в Китае. Тем не менее продукция бренда изготавливается по технологии AGM, характеризуется минимальными испарениями и достойными эксплуатационными показателями.

Назначение и характеристики

У аккумуляторных батарей, предназначенных для запуска двигателей внутреннего сгорания – стартерных или пусковых, нормируется три основных показателя:

  1. Номинальное напряжение. Традиционными являются напряжения 6 либо 12 В для мотоциклов, 12 В – для бензиновых и дизельных силовых установок автомобилей, снегоходов, лодочных моторов, 24 В – для дизельных двигателей большой мощности. Среднее напряжение одного аккумулятора бывает, как правило, 2 В. Суммарное напряжение аккумуляторной батареи получается в результате последовательного соединения необходимого количества аккумуляторов.
  2. Емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в Ач (Ампер*час). Этот показатель может варьироваться от 5 до 190 и более Ач в зависимости от назначения батареи. Чем выше мощностные характеристики двигателя, тем больше по обыкновению требуется емкость источника тока для его запуска.
  3. Пусковой ток. Весьма существенный параметр, которым характеризуются автомобильные аккумуляторные батареи. Объясняется это тем, что в момент пуска ДВС, электростартер потребляет очень большой ток, который и имеет название «пусковой». Понятно, что для того, чтобы запустить мощную дизельную силовую установку требуется порой существенные по значению пусковые токи, которые могут доходить до 1000 и более Ампер.

Стартерные АКБ весьма чувствительны к глубокому разряду. Так 20–30 кратное разряжение ниже показателя 10 В приводит батарею к практически полной утрате своих аккумулирующих свойств.

Тяговая аккумуляторная батарея не дает возможности создания пускового тока высокой плотности, ее предназначение заключается в отдаче стабильной по напряжению и силе тока энергии в течение длительного времени.

Тяговые батареи применяют в качестве источника энергии для электромоторов (погрузчики, лодки, скутеры, велосипеды)

Разряжаться такие источники питания могут почти до нулевых значений без потери своих аккумулирующих электрическую энергию свойств. Производители рекомендуют минимальное поддерживать напряжение разряда на уровне 5–7% от напряжения, декларируемого номинальным.

Основные нормируемые показатели для тяговых АКБ:

  1. Номинальное напряжение. Напряжение одного аккумулятора составляет, за редким исключением, 2 В. Последовательным соединением нескольких аккумуляторов создаются источники питания с необходимым номинальным напряжением. Так тяговая аккумуляторная батарея 24В (24V) создается путем последовательного соединения двух 12В аккумуляторов.
  2. Емкость тяговой АКБ, как и стартерной, измеряется в Ач. В технике с электрическим приводом, а также в источниках бесперебойного питания применяются батареи аккумуляторов с суммарной емкостью, превышающей зачастую 500 Ач. Этот параметр в значительной степени зависит от температуры среды, в которой эксплуатируется АКБ – при пониженных температурных показателях емкость батареи может снижаться на 10–15%. Именно поэтому в паспортных данных для тяговых аккумуляторов приводится обычно два показателя – при температуре 5оС и при 20оС.

Емкость тяговых батарей уменьшается при понижении температуры, при старении (увеличении количества циклов заряда-разряда) и неправильной зарядке.

Лодочные аккумуляторы. тяговые и двойного назначения

Что выбрать, в чем основные отличия и сколько стоит лодочный аккумулятор.

Три типа морских аккумуляторов по назначению:

1. Только тяговые функции, для работы лодочного электромотора
2. Двойного назначения: для запуска бензиновых и дизельных двигателей (ДВС) лодок, катеров, яхт и питания бортовой сети на стоянках, а так же для питания электромотор (для троллинга).
3. Стартерные: только для запуска ДВС.

Если напряжение бортовой сети морского судна 24 вольта, используют две, последовательно соединенные АКБ.

Расчет нужной емкости — нужно фунты (мощность лодочного мотора) перевести в Ватты (а потом в величину потребляемого мотором тока). Для грубой оценки, 25 Фунтов — это потребление 25 Ампер, соответственно, что бы плавать 4 часа в теории нужен аккумулятор на 100 Ач. Но это в теории, и что бы не применять весла на обратном пути, при выборе лодочного аккумулятора, нужно руководствоваться не емкостью, указанной в конкретной модели АКБ, а его разрядными характеристиками!

Емкость каждый производитель, а за ним продавец указывает на этикетке, на сайте или витрине товара соответствующую РАЗНЫМ ВЕРСИЯМ СТАНДАРТА! Это важно понимать при сравнении и подборе. Нет просто значения «емкость», есть значение емкость по C5, по С10, по С20

Нет просто значения «емкость», есть значение емкость по C5, по С10, по С20.

Сравнивать корректно нужно только емкость одного АКБ по С5 с емкостью другого АКБ тоже по С5. Откуда взять эти значения? Не стоит смотреть на красивые фото и картинки выставленных лодочных АКБ, необходимо найти в разделе «документация» файл с техническими характеристиками. Как правило, этот файл имеет расширение PDF. Лучше, что бы он был на языке завода-производителя, переведенного с китайского на английский. Например, техничка на Rdrive Marine EMA 12-107. В этом документе нам нужна строка: Rated Capacity. Там указана емкость в формате 87,7AH/17.5A а в скобках (5hr, 1.75V/cell,25C). Это означает, если к этому аккумулятору подключить лодочный мотор потребляющий 17.5 Ампер (или грубо, с тягой 17.5 фунтов), то через 5 часов напряжение на клеммах батареи упадет до 1,75*6=10,5 Вольт и мотор перестанет работать. Запасенная энергия или емкость в таком раскладе соответствует 87.7 Ач по (С5).

А ниже, приведена выдержка из PDF файла на Американскую морскую батарею Trojan SCS 225: Если присмотреться внимательно, значению 5-Hr соответствует емкость 105 Ач.

Вывод: нельзя поверхностно сравнивать, к примеру, эти две АКБ RDrive 12-107 и Trojan SCS 225! На первый взгляд емкость у них 107 и 105 Ампер час, а на самом деле емкость на коробке или в карточке товара указана при разных значениях (по разным версиям) С=107 Ач по С20 не равна С=105Ач по С5. Верным будут 87,7 Ач (180 минут хода на 25 фунтах) и 105 Ач (225 минут хода)! Будьте внимательны в выборе. Это не значит, что первая батарея хуже — это разные батареи и ниже мы это объясним!

Таблица технических и разрядных характеристик аккумуляторов и как ими пользоваться:
Характеристики лодочного АКБ Trojan SCS 225Характеристики лодочного АКБ RDrive MarineХарактеристики лодочного АКБ Yuasa Marine M31-100

Мы специально привели три выдержки из технических характеристик трех аккумуляторов сопоставимых по емкости и габариту, но разных по технологии и назначению. Разберем подробно какой АКБ для каких целей годится:

тяговый аккумулятор для лодочного электромотора

Основные функции: только питание электромотора лодки и бортовая сеть (ходовые огни, музыка, эхолот)
Основные свойства — максимальная емкость в пределах заданного габарита, высокая энергоотдача при длительной нагрузке постоянным током потребления, максимальное число циклов заряд-разряд без потери емкости, минимальный вес.
Вывод: для этих целей нужен тяговый АКБ. Двойного назначения нет смысла ставить, т.к. их стартерные возможности снижают тяговые возможности. Если посмотреть технические характеристики третьего АКБ — там указана емкость всего 100 Ач по С20, а это значит по С5 — 80-87 Ач. А кол-во циклов меньше на 100-150 чем у двух первых.

Теперь в зависимости от мощности Вашего лодочного электромотора можно из полу-тяговых* выбрать подходящий:
Верхняя строка таблицы показывает приблизительное время работы лодочного мотора при потреблении 25 Ампер. (~25 фунтов) в минутах.

30 минут90 минут80 минут120 минут190 минут70 минут
24.25 Ач по С545 Ач по С568 Ач по С565.8 Ач по С587.7 Ач по С578.5 Ач по С5110 Ач по С5 57 Ач по С545 Ач по С5

Предъявляемые требования

Тяговый лодочный аккумулятор должен соответствовать определенным критериям. Современная АКБ способна выдерживать длительную эксплуатацию при своевременном обслуживании.

Основные требования, которые предъявляются к тяговой батарее:

  • Низкий показатель саморазряда. Химические процессы, проходящие в батарее, становятся причиной медленной потери заряда. Чем ниже показатель саморазряда, тем дольше аккумулятор хранится без зарядки.
  • Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель зависит от емкости и конструкционных особенностей батареи. Максимальное время работы без зарядки зависит от потребительской мощности электродвигателя и нагрузки на него.
  • Устойчивость к вибрации и качке. Тяговые аккумуляторы для лодок изготавливаются с учетом того, что они будут эксплуатироваться при сильной вибрации и качке. Классический вариант источника питания имеет электролит в жидком состоянии, который полностью покрывает пластины. В некоторых случаях он имеет консистенцию геля.
  • Минимальное техническое обслуживание. Время от времени нужно удалять загрязнения с поверхности тяговых аккумуляторов, очищать клеммы от окиси, восполнять уровень электролита и поддерживать необходимую плотность.

Устройство тяговых АКБ

По устройству тяговые источники питания в чем-то схожи со стартерными АКБ. В них также присутствуют положительные и отрицательные пластины, они, как и стартерные, работают по принципу преобразования химической энергии в электрическую. Но на этом схожесть заканчивается.

Устройство тяговой батареи на примере батареи производителя Sunlight

Главное отличие заключается в массе пластин, которая естественным образом трансформируется в массу и объем всей батареи. Тяговая аккумуляторная батарея 24V емкостью 75 Ач может превышать по размерам стартерную 12В АКБ в 40–50 раз. Объясняется это просто – пластины большего размера и массы позволяют значительно продлить срок эффективной эксплуатации АКБ с большим количеством циклов зарядки.

По типу электролита различают свинцово-кислотные и щелочные аккумуляторы. Щелочные АКБ, которые были очень распространены раньше, сейчас мало используются из-за их высокого ценового диапазона, а вот кислотные батареи в результате развития технологий находят все большее применение в электроприводной технике.

Различают три основных разновидности кислотных АКБ.

Аккумуляторы WET

Устройства традиционного типа с электролитом, представляющим собой растворенную дистиллированной водой серную кислоту в жидком – свободном виде. В зависимости от технологического способа производства электродов подразделяются на три основных класса:

  1. Аккумуляторы с обычным техобслуживанием. Пластины таких аккумуляторов изготавливаются из сплава свинцово-сурьмянистого состава, им требуется периодическая проверка уровня электролита и пополнение его дистиллированной водой.
  2. АКБ с ограниченным техническим обслуживанием. Изготавливаются по гибридной технологии: плюсовые пластины имеют свинцово-сурьмянистый состав с пониженным содержанием сурьмы, а отрицательные изготавливаются из сплава свинца и кальция. Процесс зарядки тяговых аккумуляторных батарей такого типа сопровождается меньшим испарением воды из электролита, поэтому восстановление уровня требуется только при эксплуатации в тяжелых условиях повышенных температур и нагрузок.
  3. В аккумуляторах SM (маркируемых еще как MF), не требующих обслуживания, электроды изготавливаются из свинцовых сплавов, которые не содержат сурьму. Положительные пластины могут иметь свинцово-кальциево-оловянный либо свинцово-кальциево-оловянно-серебряный состав, отрицательные производятся из свинцово-кальциевого сплава.

Источники WET типа применяются по большей части в качестве аккумуляторных батарей для электропогрузчиков. Заряжать тяговые аккумуляторы допускается исключительно под вытяжкой.

Аккумуляторы VRLA

Новое поколение тяговых аккумуляторов, классифицируемых в международной терминологии как VRLA, позволяет в значительной степени сократить не только занимаемое источником питания пространство. Свинцово-кислотные батареи, созданные на основе технологии VRLA, сохраняют все характеристики, присущие тяговой разновидности аккумуляторов, имея при этом массу и габариты, сопоставимые с аналогичными параметрами стартерных источников.

Аккумулятор Delta VRLA для мототехники

Тяговые аккумуляторные батареи для погрузчиков нетребовательны к габаритам и массе, скорее даже наоборот. А вот батареи для питания лодочных моторов, гибридных авто должны иметь большой запас емкости при минимальной массе и геометрических размерах. Так свинцово-кислотная тяговая батарея 65 Ач имеет геометрические размеры всего 278х175х190 мм.

По клапанно-регулируемой технологии выпускаются два типа источников питания:

  1. С использованием технологии AGM. Плюсовые пластины таких устройств изготавливаются из сплава свинца с кальцием и оловом, отрицательные – из свинцово-кальциевого. Изолирующим материалом, одновременно удерживающим в своем объеме кислый электролит, выступает поглощающее стекловолокно.
  2. С использованием гелевой технологии – типа GEL. Отличие с аккумуляторами AGM заключается в агрегатном состоянии электролита. Как следует из названия, кислая электролитная среда таких батарей переведена с применением гелеобразователей в состояние геля.

Принцип функционирования аккумуляторов VRLA имеет в своей основе метод кислородно-водородной рекомбинации. Незначительное избыточное давление, создающееся в корпусе устройства, нивелируется работой клапана.

Как осуществлять зарядку аккумулятора?

Осуществление правильной зарядки аккумулятора для моторной лодки является важным шагом для его долгой и надежной работы. Ниже приведены основные рекомендации по процессу зарядки аккумулятора.

Выбор зарядного устройства

Для зарядки аккумулятора моторной лодки необходимо использовать специальное зарядное устройство, которое соответствует типу и емкости аккумулятора

При выборе зарядного устройства обратите внимание на его мощность, совместимость с аккумулятором и наличие необходимых функций, таких как автоматическое отключение при достижении определенного уровня заряда

Правильное подключение

Перед началом зарядки аккумулятора необходимо убедиться, что положительный (+) и отрицательный (-) выводы зарядного устройства соответствуют положительным и отрицательным выводам аккумулятора. Подключите клеммы зарядного устройства к соответствующим выводам аккумулятора.

Выбор режима зарядки

Зарядные устройства обычно предлагают несколько режимов зарядки в зависимости от типа аккумулятора

Важно выбрать правильный режим зарядки, который соответствует типу аккумулятора. Кроме того, рекомендуется использовать режим «автоматической зарядки», который обеспечивает оптимальную зарядку и автоматическое отключение при достижении определенного уровня заряда

Время зарядки

Время зарядки аккумулятора может варьироваться в зависимости от его емкости, состояния заряда и мощности зарядного устройства. Ориентировочное время зарядки аккумулятора можно найти в инструкции к зарядному устройству или связаться с производителем. Не рекомендуется оставлять аккумулятор на зарядке в течение слишком долгого времени, чтобы избежать перезарядки и повреждения аккумулятора.

Проверка заряда аккумулятора

После окончания зарядки аккумулятора рекомендуется проверить его заряд с помощью вольтметра или специального тестера. Если напряжение аккумулятора находится в пределах нормы, то его можно использовать. В противном случае, аккумулятор может требовать повторной зарядки или быть неисправен, что потребует его замены.

Правильное хранение

Если аккумулятор не используется в течение длительного времени, рекомендуется его правильное хранение. Это включает в себя хранение аккумулятора на сухом и прохладном месте, защиту от экстремальных температур и перезаряда, а также регулярную проводку для поддержания его заряда.

Обслуживание аккумулятора

Для поддержания длительного срока службы аккумулятора необходимо проводить регулярное обслуживание, включающее контроль уровня электролита (если аккумулятор с жидким электролитом) и прочистку выводов от коррозии. Кроме того, рекомендуется периодически проводить разрядку и зарядку аккумулятора для поддержания его емкости.

Следование приведенным выше рекомендациям поможет вам правильно осуществлять зарядку аккумулятора для моторной лодки и поддерживать его в хорошем состоянии на протяжении всего срока службы.

Особенности аккумуляторов для лодочных моторов

У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.

Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:

  1. Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.
  2. Если вы приобрели АКБ повышенной емкости, на него нужно установить ограничитель заряда иначе двигатель перегорит при подаче высокого заряда.
  3. При покупке свинцово-кислотного аккумулятора помните о его токсичности. Если вдруг корпус будет пробит, то его необходимо утилизировать в местах для приема токсичных отходов. Свинец — это тяжелый металл, который может нанести непоправимый вред здоровью.
  4. Не стоит допускать падение уровня заряда кислотного аккумулятора ниже отметки в 20%, это негативно скажется на ресурсе АКБ, особенно это касается батарей с жидким электролитом, 4-5 глубоких разряда, они приходят в негодность.

Бортовое зарядное устройство для катера

Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже – 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.

И также не стоит подвергать их нагреву или длительному нахождению под прямыми солнечным лучами – при переходе отметки в +60 по Цельсию вероятность взрыва возрастает пропорционально повышению температуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий