Одежда
История развития эрзянского народного костюма
Говоря о народном костюме, этнографы обращаются к костюму крестьянской среды. Он сложился в древности, тогда же был наделён знаковыми чертами. Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль.
Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзи формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.
Сравнивая одежду эрзи и мокши с русской, татарской, чувашской, марийской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, наличие общих истоков одежды финно-угорских народов, на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приёмы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских».
Архаичным характерным атрибутом костюма мещерских и эрзянских женщин считался набедренник пулагай — своеобразный пояс стыдливости. Впервые пулагай надевали девушки в день совершеннолетия и носили его постоянно до глубокой старости, Набедренники женщин фертильного возраста были особенно нарядными.
Их декорировали вышивкой, позументом, медными пайетками, бисером, бусинами, раковинами каури, монетами, жетонами. Наряду с другими украшениями, пулагай выполнял не только функцию оберега, но и являлся маркером особого возрастного периода женщины.
Головные уборы
Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы — прявельтявкс (дословно: «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, богата ли женщина.
Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы и спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы, эрзянские женщины — в первую очередь, девушки — делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45). Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро.
Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго, похожие на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блестками. (Клебанд 1986:45).
Сорока
Также у эрзянок были и другие головные уборы — сорока, — сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блестками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. (Маннинен 1929:134). Изготовление сорок было очень сложным, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Клебанд 1986: 46).
Другие головные уборы
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщины надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку (Белицер 1973: 162).
У эрзянских женщин были разнообразные платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали. Молодые девушки носили прясуре (дословно — «головная нитка»).
Особыми чертами отличается одежда каратаев Камско-Устьинского района Татарстана.
Этногеномика
Современные популяции эрзян имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокшанам, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги.
Исследование распределения антигенов групп крови у эрзян и мокшан Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокшан и эрзян может иметь значительные отличия (до двух раз).
Краткий топонимический словарь.
По другому, мало правдоподобному объяснению, связанному с преданием, название Арзамас происходит от имени двух братьев мордвинов Эрзяя и Мисяя, бывших проводниками у Ивана Грозного, когда он во время третьего похода (в 1552 г.) на Казань проходил здесь и на месте мордовского сельбища основал город, назвав его в честь братьев Арзамасом.
Балахна (приволжский город, первое упоминание о котором в исторических документах относится к концу XV в.- 1479 г.).
Это название не имеет вполне достоверного объяснения. Одни полагают, что оно связано с большой разбросанностью в прошлом построек города. А в старину балахной обычно называли все (ворота, одежда и т.
п.) раскрытое, распахнутое. И про Балахну сложилась даже поговорка: «Стоит Балахна, полы распахня». Другие считают, что название Балахна, звучавшее по-восточному, занесено с Каспия. Об этом может свидетельствовать созвучность его названию Балханы — двух небольших хребтов, находящихся у юго-восточного побережья Каспийского моря.
Этноним
Эрзя — самоназвание (эндоэтноним) народа. Наиболее раннее известное упоминание самоназвания эрзян содержится в письме хазарского кагана Иосифа (X век):
Возможно, оно же стало основой для названия страны Арсания, упоминаемой в трудах арабских географов X века, точная идентификация и местоположение которой до сих пор неизвестны.
Этимология
По мнению В. В. Напольских, происхождение слова «эрзя» также остается неясным, но наиболее приемлемо предположение о его заимствовании из иранских языков (ср. др.-перс. aršan «самец, муж; бык, вепрь; герой, богатырь»). В более поздней работе Напольских заключил, что теория о происхождении эрзянского этнонима eŕźa от иранского *arsan «самец» упирается в непреодолимые фонетические трудности, и предложил выводить его из позднего аланского (осетинского) ærzæ «несметное множество», в свою очередь происходящего от формы *azǝra «тысяча», которую он производит от иранского слова *hazahra- «тысяча».
В. И. Вершинин предполагает возможную связь с прафинноугорским корнем *irkä (*ürkä) со значением «мужчина; сын» (ср. мар. эрге «парень»). Ср. также в алтайских языках: тат. ир («муж; мужчина»), монг. эр («мужчина; герой»). Кроме того, у него есть основания полагать, что «эрзя» — гораздо более древний этноним, чем «мокша» или «шокша», который мог быть общим самоназванием для мордовских племён.
Известные эрзяне
- Боляев, Акай — участник восстания Степана Разина.
- Инязор Тюштя
- Инязор Пургаз
- Василий Иванович Чапаев — знаменитый комдив, герой гражданской войны.
- Кузьма Абрамов — писатель
- протопоп Аввакум
- Кузьма Алексеев
- Валерий Борчин — известный российский легкоатлет, олимпийский чемпион 2008 года,.
- Артём Веcёлый (Н. И. Кочкуров) — писатель
- Фёкла Беззубова — сказительница
- Николай Васильев — актер.
- Видяев Фёдор Алексеевич
- Наталья Водянова
- Александр Доронин — писатель
- Евсевьев Макар Евсевьевич — учёный, просветитель, педагог
- Числав Журавлёв — поэт и писатель
- Йовлань Оло (Владимир Ромашкин) — музыкант, фольклорист, кинодокументалист
- Надежда Кадышева — певица
- Иван Кутяков — военачальник
- Кшуманцянь Пиргуж (Мусалёв Григорий Дмитриевич) — Инязор Эрзя народа с 2004 года
- Серафима Люлякина — сказительница
- Артур Моро — поэт
- Нуянь Видяз (Евгений Четвергов) — писатель
- Пётр Прохоров — писатель
- Максим Пуркаев — военачальник
- Василий Радаев — поэт и писатель
- Михаил Втулкин — поэт и писатель
- Каниськина, Ольга Николаевна — известная российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года.
- Русланова Лидия Андреевна — певица
- Анатолий Рябов — лингвист, педагог
- Никас Сафронов — художник
- Фёдор Сетин — литературовед
- Анатолий Чалганов
- Арзамасская Алёна — соратница Степана Разина
- Никул Эркай — поэт и писатель
- Степан Эрьзя — скульптор
- Илларион Яушев — певец (баритональный бас).
Известные эрзяне
- Боляень Сыресь — общественный деятель, поэт и переводчик, инязор эрзянского народа, соучредитель общественного движения «Свободный Идель-Урал».
- Евсевьев, Макар Евсевьевич — учёный, просветитель, педагог.
- Маризь Кемаль — поэтесса, писательница, публицист, педагог, общественный деятель, мастер по эрзянской вышивке.
- Кшуманцянь Пиргуж — деятель эрзянского национального движения, правозащитник. Инязор эрзянского народа (1999-2019).
- Четвергов, Евгений Владимирович — учёный-агроном, эрзянский и русский писатель, главный редактор независимой газеты «Эрзянь Мастор».
- Шаронов, Александр Маркович — филолог, финно-угровед, историк, фольклорист, литературовед, философ, поэт, прозаик. Создатель авторского эрзянского и мокшанского героического эпоса «Масторава».
- Эрюш Вежай — поэт и общественный деятель, координатор фонда “Руца”.
- Аношонь Тумай — активист национального движения, создатель Музея эрзянской культуры в Лукояновском районе Нижегородской области.
- Здунов, Артём Алексеевич — Глава Республики Мордовия
Национальные праздники
День эрзянского языка (эрз. Эрзянь Келень Чи), Саранск, 16 апреля 2008
Главный народный праздник эрзян — Раськень Озкс (рус. «народное моление»), которое проводится во вторую субботу июля, в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия, по решению атянь эзем (рус. «совет старейшин») 10 июля 2004 г., с периодичностью 3 года, последнее состоялось 13 июля 2019 года. Также есть ежегодное Велень Озкс (рус. «сельское моление»), предположительно в конце июля. Помимо этих двух праздников-молений, существует ещё множество красных дней календаря у эрзян, но их празднуют маленькие группы представителей этого народа, проживающие в сельских районах.
С 1993 года 16 апреля, в день рождения первого эрзянского профессора Анатолия Рябова празднуется День эрзянского языка (эрз. Эрзянь Келень Чи).
Этимология и история
Этимология
Эрзя — самоназвание (эндоэтноним) народа, вероятно, восходит к эрзянскому глаголу «эрсемс», который является многократным глаголом (обозначает действие длительное, повторяющееся), происходящим от «эрямс» — жить (существовать, быть живым). Такой же глагол есть и в мокшанском: «эрсемс» — бывать. Например, в форме 3-го лица единственного числа («живет», «бывает») он будет звучать, как «эрси», что полностью соответствует названию народа, а «эрсян» — это уже форма 1-го лица единственного числа того же глагола («живу», «бываю»). Например, название исчезнувшего финно-угорского племени меря (меряне) по той же модели можно связать с глаголом «меремс» — сказать.
Наиболее раннее известное упоминание самоназвания эрзян содержится в письме хазарского кагана Иосифа (X век). Возможно, оно же стало основой для названия страны Арсания, упоминаемой в трудах арабских географов X века, точная идентификация и местоположение которой до сих пор неизвестны. По мнению В. В. Напольских, происхождение слова «эрзя» также остается неясным, но наиболее приемлемо предположение о его заимствовании из иранских языков (ср. др.-перс. aršan «самец, муж; бык, вепрь; герой, богатырь»).
Этногеномика
Современные популяции эрзян имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокшанам, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги.
Исследование распределения антигенов групп крови у эрзян и мокшан Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокшан и эрзян может иметь значительные отличия (до 2 раз).
Антропология
Эрзян относят к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзян, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокшан относят к уральской расе, в пределах которой мокшане отнесены к субуральскому подтипу.
Возникновение эрзянского языка
Среди языковедов превалирует мнение, что более полутора тысяч лет назад существовал единый древнемордовский язык, который функционировал внутри единого общемордовского родоплеменного образования, а полторы тысячи лет назад произошло его разделение на мокшанский и эрзянский языки.
Возникновение материальной культуры эрзян
На основании анализа археологических культур археологи высказывали различные мнения: либо, что существовала древняя общемордовская народность, которая в середине или конце I тысячелетия н. э. разделилась на мокшан и эрзян, либо высказывалось мнение о том, что мокшане и эрзяне были разделены изначально и общая мордовская культура никогда не существовала. Выдвигалась также и гипотеза о том, что основы культур эрзян и мокшан были заложены самостоятельно друг от друга, позднее в VI—VII стала формироваться общемордовская культура, которая в начале II тысячелетия стала вновь различаться на мокшанскую и эрзянскую. Последней по времени была высказана гипотеза о том, что в III—V веках существовала единая древнемордовская общность, которая начала разделяться на эрзю и мокшу не ранее VI—VII веков, а процесс разделения завершился к началу II тысячелетия н. э..
Исторические сведения
Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзя — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.
В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступали на север в леса и оказывали монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзи на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения.
Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:
Территория проживания
Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:
- восточная группа эрзян (все районы восточной части Республики Мордовия, Алатырский, Порецкий и Ибресинский районы Чувашии);
- северная группа эрзян (Гагинский, Лукояновский, Сергачский, Шатковский, Пильнинский районы Нижегородской области, Большеигнатовский район Мордовии):
- группа эрзян северо-восточных районов Пензенской области (Городищенский, Никольский, Пензенский, Сосновоборский районы).
Группа эрзи, иногда называемая шокша, проживает на западе Мордовии в Теньгушевском (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и Торбеевском районах (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште). Оторвавшись от общей массы эрзян в XVI—XVII вв., эта группа оказалась среди мокши и испытала определённое влияние с её стороны.
Два крупных ареала вне пределов современной Мордовии включают довольно большое количество эрзи и мокши, в прошлом переселенцев из разных районов коренной территории: Пензенско-Саратовский регион и Заволжье. Так, в Самарской области наибольший процент эрзянского населения наблюдается в Исаклинском (23,9 %), Шенталинском (20,9 %), Похвистневском (19,8 %) и Клявлинском (19,1 %) районах. В Кошкинском (6 %), где компактно проживают в 4 селениях — Новая Кармала, Степная Шентала, дер. Городок. В Костромской области значительное количество эрзи и мокши (около 20 %) проживают в пос. Мисково на реке Меза, переселившиеся в эти места из различных районов Мордовии в 1960-е годы при строительстве торфопредприятия.
В Оренбуржье много эрзян проживает в Бугурусланском (16,1 %), Северном (12,7 %), Пономарёвском (7,8 %) и Абдулинском (7,6 %) районах.
Основываясь на обработке неопубликованных архивных рабочих материалах переписи 1926 года В. И. Козлов в 1958 году произвёл оценку численности мокшан и эрзи на 1926 год:
Районы расселениян | Эрзя | Мокша |
---|---|---|
Пензенская губерния | 104 | 274 |
Нижегородская губерния | 82 | 3 |
Ульяновская губерния | 178 | 1 |
Чувашия | 24 | – |
Саратовская губерния | 121 | 34 |
Татарская АССР | 24 | 12 |
Самарская губерния | 210 | 42 |
Оренбургская губерния | 11 | 12 |
Башкирская АССР | 40 | 10 |
прочие районы | 1 | 3 |
Итого в Поволжье и Приуралье | 795 | 391 |
в других районах СССР | (77) | (77) |
Всего в СССР | 872 | 468 |
По оценке В. И. Козлова, общая численность эрзи в 1926 г. была почти в два раза больше численности мокши; по подсчётам автора, это превышение было более значительным за пределами коренного района расселения мордвы, так как в самом коренном районе численность мокши в 1926 г. лишь немногим уступала численности эрзи (237 и 297 тыс. чел.).
Регион РФ | Численность |
---|---|
Мордовия | 43240 |
Ульяновская область | 1311 |
Пензенская область | 1178 |
Чувашская Республика | 1136 |
Нижегородская область | 663 |
Самарская область | 428 |
Татарстан | 357 |
Алтайский край | 287 |
Московская область | 274 |
Москва | 243 |
Оренбургская область | 139 |
Санкт-Петербург | 79 |
Башкортостан | 71 |
Ханты-Мансийскийавтономный округ — Югра | 55 |
Свердловская область | 49 |
Краснодарский край | 45 |
Челябинская область | 40 |
Ленинградская область | 38 |
Саратовская область | 31 |
другие регионы РФ | 404 |
Всего в России | 50068 |
Сословия в XIII—XVIII веках
При анализе различных источников исследователи выделяют у мокшан и эрзян (называемых в документах того времени мордва) ряд социальных групп: мордовские мурзы, мордовские князья, служилая мордва, полковые мурзы, ясачная мордва, тарханы, казаки из служилой мордвы, станичные мордовские мурзы, младшие мордовские мурзы, дворцовые крестьяне, помещичьи крестьяне, временнообязанные крестьяне, государственные крестьяне, ясачные крестьяне, удельные крестьяне. К мордовской аристократии относились правители раннегосударственных объединений мордовских народов эрзи и мокши, а также категория служилых феодалов, обладающих привилегиями — князья, мурзы, служилые люди, казаки.
Минеральные воды Нижегородской области
Минеральные воды Нижегородской области
Минеральные воды Нижегородской области. Разведанные запасы питьевых вод по Нижегородской области составляют 2.67 млн. куб. м/сут. Из минеральных подземных вод на территории области широко распространены маломинерализованные сульфатные питьевые столовые воды, имеются также хлоридные, натриевые и бромные рассолы. В 7 км от города Сергач, на территории санатория “Серебряные ключи”. В Борском районе на территории санатория “Автомобилист” находится источник с питьевой водой, обладающей лечебными свойствами и содержанием в ней серебра. В Борском районе на территории санатория “Автомобилист” выведены на поверхность хлоридно-сульфатно-натриевые (для питьевого лечения), хлоридно-натриевые с содержанием брома (для ванн). В Городецком районе в санатории “Городецкий” имеются собственные хлоридно-натриевые бромные рассолы, предназначенные для ванн. В пределах пригородной зоны с Нижним Новгородом эксплуатируются месторождения хлоридной, натриево-магниевой (минерализация 50 г/л) и сульфатной кальциево-магниевой (минерализация 3,2 г/л), которую применяют для питьевого лечения при заболеваниях органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей. Основные показания для наружного применения минеральных вод: заболевания системы кровообращения, нервной системы, мочеполовой системы, эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ, болезни кожи, костно-мышечной системы, гинекологические заболевания, педиатрия, геронтология, аллергология. Разливаются промышленно в бутылки минеральные воды “Горьковская”, “Городецкая”, “Янтарная”. Минеральные воды применяются для питьевого и наружного применения в санаториях Нижегородской области: “Автомобилист”, “Городецкий”, “Янтарь”, “Магистраль”, “Рассвет”, “Зеленый город”, санаторий имени ВЦСПС, “Красный Яр”. | Спецпредложения
|
Декларация об официальном названии эрзянского народа
Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ),
- основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий,
- чтя память и следуя традициям предков,
- ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство,
- с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания,
- осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений,
- исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов,
- выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов,
- желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем,
- стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом,
- надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти,
- выражая чаяния всего народа,
заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права.
С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа,.
Эрзянский флаг
Флаг эрзян
Флаг эрзянского народа (эрз
«эрзянь раськенькоцт») обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этно-культуре собственно всего народа, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях
Флаг имеет три основных цвета. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля». Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Черный цвет — это не только цвет земли, но и цвет пулая — набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков эрзян черный цвет — это не цвет траура, к которому мы привыкли, а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это — Паксява, а в более широком значении — Масторава-Родина. Красный цвет — кровь, символом народа эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага, — символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз — Эрзя — Масторава».
Озеро Юхро
Особое место среди нижегородских озер занимает Юхро. Оно имеет необычную продолговатую форму. Растянулся водоем приблизительно на 2 км в длину и на 0,8 км в ширину.
Глубина его доходит до 5 метров. Туристов здесь немного, несмотря на относительную чистоту озера. В Нижегородской области для отдыха есть более подходящие водоемы.
Эти места примечательны особой атмосферой – умиротворением и своеобразной загадкой. Скорее всего, непопулярность этого озера объясняется сложностью подъезда (дороги практически отсутствуют).
Нижегородская область находится на одинаковом удалении от южных и северных морей. Воздушные массы с побережья Атлантического океана влияют на климат, делая его ещё более умеренным. В целом климат области характеризуется как умеренно континентальный.
Зимы здесь длинные и холодные, а лето проходит быстро и отличается умеренностью. Погода бывает неустойчивой, что связано с действием циклонов, приносящих с собой тропические или арктические ветры. Областным центром является Нижний Новгород.
В крупных городах области сосредоточено много достопримечательностей, поэтому они представляют большой интерес для туристов. Особенно интересно посетить такие города, как Арзамас, Балахна, Павлово, Городец, Богородск.
Карта Нижегородской области спутниковая онлайнОдним из главных природных богатств Нижегородской области являются водные ресурсы: реки, озёра и болота. Главный водоём – это Волга, которая проходит через всю область, чётко разделяя её рельеф и природу на зоны низменного Заволжья и возвышенного Правобережья. Все реки области входят в Волжский бассейн. Правыми притоками Волги является Ока, Сура, Сундовик, Кудьма. Интересна река Пьяна, получившая своё название за причудливый извилистый водный путь, образующий дугу. В левобережье много небольших рек, обладающих живописными берегами и чистой водой. В этой местности много санаториев и курортов.
Карта Нижегородской области подробнаяКарты городов Нижегородской области со спутника:
Карта Нижнего Новгорода со спутника Карта Арзамаса со спутника Балахна со спутника Спутниковая карта Ветлуги Карта Володарска со спутника Ворсма. Вид со спутника Горбатов. Вид со спутника Карта Городец со спутника Карта Дзержинска со спутника Карта Заволжье со спутника Княгинино. Вид со спутника Спутниковая карта Кстово Карта Кулебаки со спутника Лукоянов. Вид со спутника Карта Навашино со спутника Павлово. Вид со спутника Спутниковая карта Первомайска Спутниковая карта Перевоз Спутниковая карта Сарова Спутниковая карта Урень Чкаловск. Вид со спутникаЗдесь, в Нижегородской области, сохранились озёра, имеющие ледниковое происхождение. Большинство из них обмелели, но есть и глубокие, например, озеро Светлояр. В Правобережье сосредоточены озёра карстового происхождения: Глубокое, Святое, Великое. Много здесь и искусственных прудов, созданных людьми. В Нижегородской области также есть много мест, связанных с русской историей и культурой. Здесь находятся имение А.С.Пушкина в селе Большое Болдино и усадьба Приклонских-Рукавишниковых со старинным парком. Духовная и религиозная история русского народа связана с Макариевым и Дивеевским монастырями. К уникальным природным памятникам относятся древнейшее озеро Светлояр, озеро Вад с подземными источниками, Ичалковский бор с нехарактерной для степи растительностью и ландшафтом и Керженский заповедник.
Все более-менее крупные реки Нижегородской области являются притоками Волги. Основными притоками Волги на территории области выступают такие крупные реки, как Ока, Сурга и Ветлуга. Именно на берегу Ветлуги вы сможете комфортно отдохнуть на турбазе «Река Чаек». Здесь не только порыбачить можно, ведь местность лесистая, поэтому база подойдет для тех, кто любит тихую охоту: собирание черники, брусники, клюквы и грибов.
Музыка и музыкальное творчество на эрзянском языке
Наиболее известной группой в финно-угорском мире, исполняющей песни на эрзянском языке, является фолк-группа Торама.
Фольклорная группа «Торама» в Этнографическом Музее в 2009 году (Санкт-Петербург)
В последнее время популярной в молодежной среде стала арт-фолк группа Морденс (Mordens). Арт-фолк группа «Морденс» исполняет древние мордовские песни, возраст которых, порой, насчитывает до 1500 лет. Сохраняя древнюю исполнительскую традицию, группа использует современные музыкальные ритмы и делает народную мордовскую музыку доступной молодым людям, близкой и понятной нашему современнику. Арт-фолк группа «Морденс» образована в 2005 году. Группа завоевала пять гран-при на конкурсах в России и за рубежом, а также принимала участие в многочисленных фестивалях (в России, Швеции, Финляндии, Эстонии, Германии). Название группы «Mordens» — это первое упоминание о мордовских народах, которое было найдено в VI веке в записках готского историка Иордана.
Современные песни на эрзянском языке исполняют Бакич Видяй, Анжела Спиркина (Анж Ёлганя), Анна Панишева и др.
Примечания
- ↑ .
- Гл. ред. С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
- Отв. ред. В. В. Лопатин. Русский орфографический словарь Российской академии наук. 2007
- ↑ , с. 427—428.
- Эрзя // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- Эрзя // Энциклопедический словарь. 2009.
- Pimenoff, Ville Nikolai. (англ.) (недоступная ссылка). Department of Forensic Medicine University of Helsinki (2012). Дата обращения: 12 мая 2012.
- Напольских, Владимир Владимирович. Введение в историческую уралистику. — Ижевск: Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит., 1997. — 257 с. — ISBN 5-7691-0671-9.
- Вершинин В. И. Этимологический словарь мордовских (эрзянского и мокшанского) языков. — Йошкар-Ола, 2004. — Т. 5. — С. 516—517.
- Балановский О. П. Генофонд Европы. — Издательство КМК, 2015. — ISBN 978-5-9907157-0-7
- Гусаченко Л. А., Литовченко О. Г. Распределение антигенов групп крови у мокша и эрзя Республики Мордовия // Ульяновский медико-биологический журнал. — № 3. — 2017. — С. 159—164.
- Паллас П.-С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. — Ч. 1. — СПб., 1773. — С. 112.
- Русская историческая географiя: Мордва: Курсъ лекцій, читанныхь в 1908—1909 уч. году въ Московскомъ Археологическомь Институте: / С. К. Кузнецовымь. — М.: Печатня А. И. Снегиревой: Тип. Пожидаева, 1912. — 73 с.
- Марк К. Ю. Этническая антропология мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. — М., 1960. — С. 120—143.
- Алексеева Т. И. Антропологический состав населения Волго-Окского бассейна: Антропологический сборник. — М., 1956.
- Восточные славяне: Антропология и этническая история / Под ред. Т. И. Алексеевой. — М.: Научный мир, 2002.
- Антропология современных финно-угорских народов / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. А. Зубов. — М.: 2000.
- Об эрзя-мокшанских различиях В. К. Абрамов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории народов России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», заслуженный деятель науки Республики Мордовия (г. Саранск, РФ)
- Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. — Т. 2: М — Я / НИИГН при Правительстве РМ. — Саранск, 2004. — С. 5—21.
- Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста: Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Сост. каталога: Л. Т. Артамошкина, Л. Л. Добрачёва, Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Худож. А. Г. Свердлов; Цвет. съемка Н. Е. Ревизова; Карты и рис.: Т. П. Прокиной, М. И. Суриной; Редкол.: Н. Ф. Мокшин (председатель), В. А. Балашов, Н. Ф. Беляева. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 36. — ISBN 5-7595-0288-3.
- . Дата обращения: 29 марта 2008.
- Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. — М., 1990.
- Козлов В. И. Расселение мордвы — эрзи и мокши // Советская этнография. — 1958. — № 2.
- ↑ . Дата обращения: 16 октября 2017.
- Исследования по материальной культуре мордовского народа. — М., 1963.
- Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. — Саранск, 1977.
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. — Ч. 1. — Вторым тиснением. — СПб., 1809. — С. 107—108.
- Демидов А. Н. Служилая мордва в XVII—XVIII веках // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — № 2 (34). — 2016.
- Смирнов И. Н. Мордва : историко-этнографический очерк. — Казань : Тип. Императ. ун-та, 1895.
- Заварюхин Н. В. Были ли у мордвы князья? На перекрестке мнений / отв. ред. Ю. Ф. Юшкин, В. А. Юрченков. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 67—74.
- Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы : сборник выписок из печатных источников (X—XVIII вв.) / А. А. Гераклитов. — М. ; Л. : Соцэкгиз, 1931.
- Заварюхин Н. В. Мордовские князья // Мордовия. Энциклопедия: в 2 томах / Гл. ред. А. И. Сухарев. — Саранск, 2004. — Т. 2 (М—Я). — С. 38—39.
- . Дата обращения: 8 сентября 2019.
- ↑
- Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу). — Чебоксары, 1960. — С. 8.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2009.
- . Дата обращения: 22 мая 2020.