Атомный подводный крейсер 971 «Щука-б» скрытный охотник

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»

Похожее

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

Рональд Рейган – авианосец США

Джордж Буш – авианосец США

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Пересвет – броненосец российского императорского флота

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Фото подводных лодок проекта 941 «Акула»

Длинна субмарины проекта 941 «Акула» в сравнении с футбольным полем

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.

ТРПКСН ТК-20 «Северсталь» проекта 941 «Акула». Шестая подлодка из этой серии.

ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Первая подводная лодка из этой серии.

ТК-17 «Архангельск» проекта 941 «Акула». Пятая подводная лодка этой серии.

ТРПКСН ТК-202 пр. 941 «Акула». Второй корабль серии. Июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.

ТРПКСН ТК-13 проекта 941 «Акула». Четвертая подводная лодка серии на утилизации

Похожее

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет – броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

2 место — Проект 955 «Борей»

  • Габариты: 170 м х 13,5 м
  • Экипаж: 170 человек.
  • Максимальная глубина погружения: 480 м
  • Водоизмещение: надводное — 14720  т, подводное — 24000  т;
  • Скорость: надводная — 15 узлов, подводная — 29 узлов

Подводные лодки проекта 955 «Борей» — это серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения.

«Борей» является первой российской подводной лодкой, движение которой осуществляется с помощью одновального водометного двигателя, что делает их в пять раз тише чем подводный лодки проекта 971 «Щука-Б» о которой написано выше.

Важной особенностью подводной лодки является наличие большой спасательной само-всплывающей капсулой, рассчитанной на весь экипаж

Конструкция корпуса

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» выполнен из стали толщиной 48 мм и имеет блочную конструкцию.

Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках, изолированных от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов.

С внешней стороны корпус покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием, также в ее конструкции применяются активные средства снижения шума.

Силовая двигательная установка

На подводной лодке проекта 955 «Борей» установлена ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5.

Дополнительная маневренности обеспечивается двумя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с.

Вооружение

Подводная лодка оборудована 16-ю пусковыми установками для баллистических ракет Р-30 «Булава».

В носовой части «Борея» расположены восемь 533-мм торпедных аппаратов для пуска торпед УСЭТ-80 и УГСТ, ракеты ПЛРК «Водопад». Всего лодка может нести до 40 торпед.

В надстройке лодке расположены шесть не перезаряжаемых 533-мм пусковых установок РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия.

АПЛ «Борей» занимает 2 позицию рейтинга самых больших подлодок в мире.

Подлодки из «звериной» дивизии

«Щуки-Б» относятся к подлодкам третьего поколения, первые из которых были переданы ВМФ в середине 1980-х годов. Все субмарины этого проекта вошли в состав двух флотов: Северного и Тихоокеанского. Свои нынешние названия корабли получили уже в постсоветский период — раньше их обозначали кодовым сочетанием букв и цифр.

Лодки, находящиеся в составе ТОФа, названы в честь городов и обитателей моря. А североморские обязаны своими именами первым подлодкам императорского флота — «Пантере», «Гепарду», «Тигру», «Волку», «Вепрю» и «Леопарду». По этой причине военные моряки часто называют 24-ю дивизию субмарин, куда входят «Щуки», «звериной».

Подлодки этого проекта стали «рабочими лошадками», которые помогли сохранить паритет отечественному ВМФ в тяжелые 1990-е годы, а также сыграли важную роль во всех важных событиях последних десятилетий.

Во время военной операции США в Сербии в 1996 году «Волк» наблюдал у берегов Югославии за подлодками стран НАТО, в том числе за американской класса «Лос-Анджелес». В 2012 году неожиданное появление «Щук» в Мексиканском заливе наделало много шума в заокеанской прессе — американцы никак не ожидали увидеть российские корабли в этих водах. Тем более во время учений авианосной группировки ВМС США.

Одна из лодок проекта — «Нерпа» — была специально модернизирована и в 2012 году сдана в лизинг ВМС Индии. Там ее до сих пор эксплуатируют под именем «Чакра».

Сейчас ВМФ усиливает подводную составляющую. В декабре прошлого года спустили со стапелей новую дизель-электрическую субмарину проекта 636.3 «Волхов», названную в честь города в Ленинградской области. На ней установлен ударный ракетный комплекс «Калибр», новейшие системы навигации и шумоизоляции. Подлодка может погружаться на глубину 300 м и находиться в автономном плавании 45 суток. Кроме того, сейчас готовят к передаче в состав ВМФ атомный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А».

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит». Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность

Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела

Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

Тихой сапой

“Щука” – крайне удачная и первая советская подводная лодка, избавившаяся от презрительной клички “ревущая корова”. Так западные моряки называли все наши АПЛ, выходящие на боевое дежурство в Северную Атлантику с 1960-х до начала 1980-х годов. Однако еще до “Щуки” были построены корабли 671-го проекта, а также единственные в мире полностью титановые подлодки проекта 945 типа “Барракуда”. Все они, в общем-то, уже демонстрировали технологический прорыв в подводном кораблестроении СССР, который из-за своей надменности проспали американцы и британцы. Прозрение пришло в 1986 году, когда со стапелей Северодвинского машиностроительного предприятия “Севмаш” (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) сошла головная АПЛ 971-го проекта. От предшественниц она отличалась новым бортовым оборудованием, системами вооружения. Она также была дешевле в производстве.

АПЛ проекта 971 “Щука-Б”

Источник изображения: Владимир Саяпин/ТАСС

В отличие от “Барракуд” “Щуку” делали из обычного корабельного проката. Но самое главное – она стала практически бесшумной в океанской глубине. Достигнуто это было за счет применения специальных амортизационных подушек под все оборудование и механизмы корабля. В итоге на скоростях в несколько узлов корабль буквально растворялся в океанской бездне. Прорыв по бесшумности специалисты связывают и со скандалом, разразившимся на Западе в начале 1980-х годов, когда выяснилось, что СССР сумел через третьи страны приобрести в Японии уникальные высокоточные станки фирмы Toshiba Corporation.

Благодаря им производство валовых линий и гребных винтов вышло на совершенно иной технологический уровень. В ответ японцы получили санкции от Госдепа США за неумение торговать. Но как бы там ни было, дело было сделано. “Акулы” растворились в океанских глубинах. Генеральный конструктор проекта лауреат Государственной премии России Юрий Фарафонтов вспоминает, как во время испытаний первого корабля лодки иностранных государств пытались выслеживать нашу, чтобы определить ее характеристики. Однако средства поиска советской субмарины сразу же обнаруживали незваных гостей, не выдавая при этом себя.

Семейство щучьих

Для этого и были сконструированы «Щуки-Б» проекта 971 — очень похожие на «Барракуд», но со стальным корпусом. Проект, созданный в КБ «Малахит» в 1980 г., стал еще и ответом на появление американских лодок серии Los Angeles. Вскоре началось строительство.

При этом использовался весьма нестандартный подход, позволивший вести работу над внутренним оборудованием не в стесненных условиях корпуса подлодки, а прямо в цехах. Оборудование монтировалось блоками, которые затем «закатывались» в корпус и соединялись всеми необходимыми кабелями и трубами. Чтобы еще более снизить собственные шумы субмарины, каждый такой блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, а все оборудование устанавливается на собственном амортизационном фундаменте. Интересно, что для производства малошумных винтов потребовались настолько тонкие роботизированные инструменты, что их пришлось закупать за рубежом — у японской Toshiba.

В новом проекте была применена новейшая автоматика, и экипаж судна в сравнении с предшественниками 2 поколения, сократился почти вдвое, до 73 человек (в том числе 31 офицер). При этом дальность обнаружения цели возросла в 3−4 раза, а собственные шумы сократились вчетверо. Вообще, проект этих АПЛ оказался столь удачным, что многие эксперты предпочитают сравнивать его не с аналогами 3-го поколения, а с 4-м поколением американских субмарин.

Все это в свое время настолько обеспокоило США, что конгресс рассматривал самые разные реакции на появление подлодок «Щука-Б», включая требование к России «предать гласности свои проекты в области подводного кораблестроения» и финансирование переоборудование верфей под невоенную продукцию. Подключился даже Greenpeace: организация заявляла, что именно эти корабли наиболее опасны в плане радиационного загрязнения океана. Впрочем, «не было счастья — несчастье помогло»: в 1990-е из-за понятных трудностей производство таких подводных лодок пришлось свернуть, конгресс успокоился, и даже Greenpeace (организация во многих отношениях просто замечательная) быстро утихла.

На сегодня выстроены и несут службу в ВМС России 14 субмарин этого проекта, последняя из них спущена на воду в 2001 г. Еще одна достраивается (это пресловутая К-152 «Нерпа», на которой прошлой осенью при испытаниях произошла авария, погубившая 20 человек) и, по слухам, может быть передана ВМС Индии. В классификации НАТО этим подлодкам присвоено еще более грозное имя — Akula, а модифицированные версии, существенно повысившие свой боевой потенциал, именуются Improved Akula, Akula II и даже Akula III — впрочем, о них будет речь ниже.

Имена этим кораблям принято давать в честь первых отечественных подводных лодок, еще дореволюционных. К примеру, первая субмарина серии (К-137) была названа «Пантерой» в честь подводного судна, первым в истории российского флота атаковавшем и затопившем неприятеля (в 1919 г.).

Построенные корабли

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень», частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

«Сивулф» «Ясень» «Вирджиния» «Барракуда» «Астьют»
Годы постройки 1989 год—2004 год 1993 год—н.в. 1999 год—н.в. 2007 год—н.в. 2001 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2013 год—н.в 2004 год—н.в. 2010 год—н.в.
Построено 31 (8 план) 11 (30 план) 0 (6 план) 2 (7 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 4755 6500
Водоизмещение подводное (т) 9130 13800 7925 5300 7800
Число ТА / ПУ ракет 8 / — 10 / 8(32) 4 / 12 4 / — 6 / —

Представители проекта

НазваниеПроект Зав. № ЗакладкаСпуск В строю Флот Состояние Примечения
К-560 «Северодвинск» 855 160 21.12.1993 15.06.2010 17.06.2014 КСФ В строю
К-561 «Казань» 885М 16124.07.2009 2016 год 2016 год н/д В постройке По данным на 7.05.2014 готовится к началу электромонтажных работ намеченных на конец 2014 года
К-573 «Новосибирск» 885М 161 26.07.20132017-2019(прогноз) н/д В постройке На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса
«Красноярск» 885М 163 27.07.2014 2020(прогноз) н/д В постройке
н/д885М н/д 2015-2016(прогноз) н/д Принято решение о строительстве.

В 50-м цехе Севмаша есть место только для закладки еще 2-х АПЛ, а в 55-м цеху место освободится не раньше 2016 года.

Окраска:

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но китайцы допустили пару неприятных промахов. Во-первых, марки углубления отпечатаны на один борт, во-вторых, т.н. «решетки» излишне толстые.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт – семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

https://youtube.com/watch?v=mkCdjFtSXn8

Примечания

  1. К-322, «Кашалот» Проект 971
  2. См. К-152 «Нерпа»
  3. «Гепард» — первый атомный подводный крейсер XXI века, Игорь Лисочкин, shipbuilding.ru
  4. ↑ ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.. Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 13 марта 2008.
  5. ↑ «Пантера» проходит испытания, Андрей Гавриленко, «Красная звезда» (rosprom.gov.ru), 18.01.2007
  6. ↑ «Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет. Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 13 марта 2008.
  7. http://www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm
  8. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  9. Российскому флоту вернули две модернизированные атомные подлодки. lenta.ru (23.01.2008). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 марта 2008.
  10. Стратегические ракеты улетели в Китай и Иран. nvo.ng.ru (07.07.2006). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 марта 2008.
  11. Северный флот // Журнал “Коммерсантъ Власть”. — В. №7 (761), 25.02.2008.
  12. Атомная подводная лодка (Проект 971) «Щука-Б». snariad.ru (2007). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 16 марта 2008.
  13. ↑ Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б». milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 16 марта 2008.
  14. Буриличев, Алексей Витальевич на сайте «Герои страны»
  15. Черный Принц подводного флота. lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 16 марта 2008.
  16. Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008
  17. ПЛАТ – Проект 671РТМ(К) «Щука». submarine.id.ru (2000-2008). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 16 марта 2008.
  18. http://freebeacon.com/silent-running/ Silent Running Russian attack submarine sailed in Gulf of Mexico undetected for weeks, U.S. officials say]
  19. ↑ Statement by Norman Polmar  (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 16 марта 2008.
  20. Амурский судостроительный завод завершил строительство атомной подлодки «Нерпа». shipbuilding.ru. Портал машиностроения (Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 10 марта 2008.
  21. Корабелы из Северодвинска. Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 марта 2008.
  22. Кто устроил душегубку на АПЛ «Нерпа» – диверсанты или разгильдяи?. kazan.kp.ru. Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 3 июня 2011.
  23. К-284 «Акула», построенная в 1983-84 г.г., и К-480 «Ак Барс», построенный в 1985-89 г.г., уже выведены из состава ВМФ
  24. Тихоокеанский флот, kommersant.ru со ссылкой на Журнал «Власть» № 7(760) от 25.02.2008
  25. Эшелон разгрузили за четыре дня. ДВЗ Звезда (14 января 2010). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 27 февраля 2010.
  26. АПЛ “Нерпа” передана представителям ВМС Индии. Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 23 января 2012.
  27. В. В. Путин посетил ОАО «Амурский судостроительный завод», premier.gov.ru, 11.05.2009
  28. Владимир Путин пригласил слесаря-монтажника «Амурского судостроительного завода» на совещание, regnum.ru, 11.05.2009
  29. «Нерпа» утопила подводную дружбу России и Индии. Известия (27 октября 2011). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 28 октября 2011.
  30. К-317, «Пантера» проект 971, deepstorm.ru
  31. К-461 «Волк» прошла средний ремонт на ФГУП «Севмаш»
  32. К-328 «Леопард» прошла средний ремонт на ФГУП «Севмаш»
  33. АПЛ К-328 «Леопард» предстоит ремонт и модернизация
  34. ↑ Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | пр.971 AKULA
  35. Фотография К-284
  36. АПЛ “Нерпа” передана представителям ВМС Индии. Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 23 января 2012.
  37. ↑ Построенная для Тихоокеанского флота атомная подлодка «Нерпа» может быть передана в лизинг ВМС Индии в 2008 году.. vpk.name (Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 10 марта 2008.
  38. Проект 670 «Скат» (NATO – «Charlie-I»). (Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 10 марта 2008.
  39. Нижегородских школьников отправляют на подлодку, rosbaltvolga.ru, 2008/10/24
  40. NR2.Ru::: Число пострадавших на «Нерпе» увеличилось до 40 человек / 18.11.08 / Новый Регион — Общество
  41. Небоевые потери российского флота, Виктор Мясников. Независимая газета 2008-11-10
  42. Авария на подлодке Тихоокеанского флота, www.lenta.ru
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий