Как настроить фрикцион на катушке

Как намотать леску

  • Протяните кончик лески через кольца спиннинга начиная с самого маленького, расположенного на вершине удилища.
  • Откиньте кольцо лесоукладывателя и привяжите леску на шпулю. Лучше всего это делать при помощи специального самозатягивающегося узла.
  • Для его изготовления нужно сделать двойную петлю и затянуть ее на шпуле. Торчащий кончик лески необходимо обрезать.
  • Дальше необходимо правильно намотать леску на шпулю. Для этого необходимо создать небольшое натяжение. Удобно наматывать леску вместе с напарником, который держит катушку с леской в руках и контролирует сопротивление. Если помощника нет, можно сделать это самостоятельно, положив катушку в карман.
  • Можно также пропустить леску сквозь пальцы той руки, которой вы держите спиннинговое удилище, а другой вращать рукоятку катушки.
  • Создавать чрезмерное натяжение также не стоит, так как это чревато образованием узлов и неравномерной намотке.
  • Рекомендуется наматывать леску без остановок и постоянно контролировать процесс.
  • Процесс намотки необходимо закончить в тот момент, когда до края шпули остается примерно 25-30 миллиметров. Это считается ее оптимальным заполнением. Больше наматывать лески не рекомендуется, так как это может создать некоторые проблемы (появление узлов, соскакивание лески со шпули при забросе).

Регулируем фрикционный тормоз при ловле на дальней дистанции

Ловля на дальней дистанции (50-80 м) – совсем другая история. Она же наиболее частая в моей береговой речной и водохранилищной рыбалке. Плетенка в районе 0.14 мм, набор джиговых приманок массой 10-26 г, и обстукиваю себе дальние бровки, отыскивая стоянки щук и судачков.

И не нужно никаких монолесок, «глушащих» всю спиннинговую ловлю. Часто приходится слышать мнения, что, дескать, плетенка вообще не растягивается. Но это не так. Очень даже тянется она, просто не так прилично как моно, но и этого достаточно, чтобы «сгладить» рыбалку на дальней дистанции.

Абсолютно по-другому ведет себя вся снасть, по сравнению с ловлей накоротке! И если при подсечке ослабленный фрикцион провернется, то шанс успешной засечки хищной рыбы снижается, особенно когда это судак со своей костистой пастью, которую еще просечь нужно постараться.

Соответственно, зажимаю тормоз так, чтобы он не провернулся при самой мощной подсечке, вне зависимости от того, какая рыба может клюнуть, от мелочи до не сдвигаемого с места настоящего монстра. Если сразу осознаю, что рыба не сильно крупная, тормоз не трогаю.

Медленно и плавно подвожу – еще не знаю, как добыча надежно зацепилась, поэтому процесс вываживания не форсирую. Когда до берега остается метров 20-22, останавливаю подмотку, ослабляю фрикцион да такого состояния, чтобы этот конкретный экземпляр мог стянуть немного плетенки со шпули, если ему так захочется.

Продолжаю подмотку и вскоре вижу, как надежно рыба засеклась. Если хорошо, то ускоряю процесс, не играясь с добычей, на конечной стадии могу и поджать фрикцион, когда сложно взять рыбу рукой, и затем просто выхвачу из воды с помощью удилища.

Когда вижу, что крючок зацепился ненадежно, то вываживаю еще более мягко, хищник часто брыкается перед самым берегом, и ослабленный тормоз смягчает такие движения, снижая риск схода. Слабо засеченную рыбу из воды беру рукой или плавно вытягиваю на пологий берег просто волоком.

Когда после подсечки осознаю, что там крупный экземпляр, который просто так не сдастся, никогда не начинаю сразу подмотку, а удерживая удилище неподвижно, второй рукой сразу прилично ослабляю фрикцион и начинаю нежное аккуратное вываживание – подмоткой или выкачиванием, как добыча подскажет своим сопротивлением, при сильном – только выкачиванием.

Бывает, соперник идет легко, хотя понятно, что там экземпляр немаленький, тогда тяну подмоткой, но не спешу, даже если снасть имеет приличный запас прочности, ведь неизвестно, насколько надежно засекся хищник. Самый ответственный момент наступает у самого берега.

Если вижу, что рыба сидит нормально, то, как и с мелочью, не балуюсь, тащу быстро, не давая ей прийти в себя, возможный рывок сгладит в меру отпущенный фрикцион. Но если вижу, что добыча зацепилась за краешек пасти, то еще чуть отпущу тормоз, ни в коем случае не поднимая рыбу на поверхность силовыми методами, где та может затрясти головой (частые проделки щуки) – даже полностью отпущенный тормоз не поможет, приманка нередко отцепляется.

Засекшуюся рыбу стараюсь вести под водой до самого берега, не мешая хищнику пошалить, главное – слабины плетенки не допускать.

Конечно, это лишь общие наметки. В реальной рыбацкой жизни бывает по-разному. Скажем, настроился на дальние поклевки, а тут бац, хватка произошла под самыми ногами! Это рыбалка, она богата приятными сюрпризами, но за это мы ее и любим, не правда ли друзья!?

Система DC

Умная система DC (Digital Control), которая в переводе обозначает «Цифровой контроль», по всей видимости, в ближайшем будущем изменит положение сил на фронтах войны механических тормозных систем.

Первым и единственным производителем катушек с системой DC является японская компания Shimano, лидер не только в производстве мультипликаторных катушек как таковых, но и в производстве электронных систем в частности. Идея производства электронного тормозного механизма долгое время витала в умах шимановских инженеров, но воплотилась она сначала в электронных тормозах для велосипедов. Электронная система торможения для мультипликаторов появилась в далеком уже 2003 году с выпуском катушки Calcutta TE DC.

Появление этого инновационного продукта вызвало поначалу скептические отзывы от приверженцев кастинговой ловли по всему миру, мол, электроника не вечна, а механика надежнее, центробег намочил и высушил, а как тут быть с электронным механизмом. Но уже после первых испытаний, негатив в отзывах рыболовов сменился восхищением — электроника работала практически безотказно, да еще и механизм оказался действительно водонепроницаемым. Катушку намеренно погружали на длительное время в соленую воду, после чего она продолжала работать без изменений.

Вот что пишет по этому поводу компания Shimano в своих рекламных проспектах (перевод):

Особенно эффективно работа цифровой системы сказывается при работе легкими парусящими приманками — легкими воблерами и резиной без огрузки.

В интернете есть множество положительных отзывов, касающихся использования катушек с системой DC. На сегодняшний день применяет в своих катушках несколько разновидностей системы Digital Control. Их можно разделить (но только условно) на более простые и более сложные.

Так что же это за 8 различных режимов, которые так идеально работают в любых условиях? Давайте посмотрим.
На самом деле рабочих режимов всего 4, которые работают с двумя видами лесок — монофильными (а с ними и флуорокарбоновыми) и плетеными. Вот и получается, что режимов 8.

  • I — L — дальний заброс. Достигается максимальная дальность заброса тяжелой оснастки при относительно небольшом ветре.
  • I — A — обеспечивает дальний заброс при минимальных усилиях. Подтормаживание ослабляется к концу полета приманки.
  • I — M — немного большее подтормаживание для силового заброса.
  • I — W — для заброса легких приманок при сильном ветре. Этот режим идеально подходит для работы с воблерами.

Разница в стоимости, получаемая с применением системы цифрового контроля, колеблется от 200 до 250 долларов для катушек среднего ценового сегмента.

Хоть такую цену средней уже не назовешь, но за технологии приходится платить! Так что решать вам, уважаемые друзья, нужна вам такая система или нет. Я лично для себя решил, что, при появлении возможности, я обязательно опробую в деле это чудо инженерной мысли и, возможно даже, куплю.

Характеристики катушки

При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:

  • размер шпули;
  • скорость вращения ротора;
  • вес.

Катушка для спиннинга устроена следующим образом:

  • рукоять;
  • антиреверс;
  • шпуля;
  • фрикцион (тормоз);
  • лесоукладыватель (держатель лески).

Скорость и механизм работы ротора

Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:

  • Устройства подачи шпули.
  • Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).

В роторе есть следующие детали:

  • Ведомая шестеренка.
  • Ведущее колесо.

На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.

Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.

Механизмы катушки безынерционные

Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).

Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:

  • Кривошипная шестерня-кулиса.
  • Винтовая подача (уменьшает люфты).

Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:

  • малая шестеренка (на колесном валу);
  • шестерня-«паразитка»;
  • каретка + направляющие;
  • шток.

Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.

Рукоять

Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).

Рукоять катушки для спиннинга

Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
  2. Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
  3. Отвинтить ручку.
  4. Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
  5. Вкрутить винт в отверстие.
  6. Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
  7. Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).

Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.

Антиреверс

Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.

Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.

Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом.  Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.

Фрикцион

Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.

Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.

Фрикцион катушки для спиннинга

При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.

В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.

Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:

  1. На лесу надевается крючок приманки.
  2. Леска цепляется за дерево.
  3. При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
  4. Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
  5. Фрикцион отпускается до трещотки.

Регулировка фрикциона успешно завершена.

Размеры шпули

Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.

Для ловли маленьких рыбок подходят шпули до 2500 (с тестом до 5-20, 7-21 и 5-25 г). Для рыб среднего размера применяются изделия от 2500 до 3500 (макс).  Для ловли крупных рыб используются шпули 4000 и выше.

Для чего нужен байтраннер

Применение байтраннера на катушке для многих рыболовов – дело новое и непривычное. Механизм служит для отключения фрикционного тормоза, то есть в критической ситуации достаточно повернуть рычаг, и леса начнет свободно сходить со шпули. Мы писали об этом в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

Система не только добавляет комфорт при ловле, но и является защитой от падения удилища в водоем при поклевке очень крупных экземпляров. Для этого необходимо произвести настройку системы, забросить снасть, выставить бланк на подставки и включить байтраннер.

Даже вдруг рыбина с усилием рванет снасть при поклевке, удилище останется на месте. Перед тем, как ее подсечь, механизм необходимо выключить, в этом случае в работу включится фрикционный тормоз. Рассмотрим плюсы этого механизма.

  • безынерционки с байтраннером считаются универсальными, так как применимы с фидерами, карповыми бланками и тяжелыми спиннингами;
  • имеют хорошие фрикционные тормоза с достаточным спектром настроек;
  • катушки располагают легким ходом;
  • рычаги и переключатели надежно фиксируются;
  • отсутствуют люфты;
  • изготовлены из хорошего пластика.

Правда, не обошлось и без недостатков: высокая стоимость, большой вес, пластиковый корпус. Байтраннер выполнен в виде рычага, который при включении задействует вспомогательный тормозной механизм. Главное, выбрать правильный режим включения устройства.

Байтраннер настраивают чуть мягче по сравнению с фрикционным тормозом, чтобы моментально спустить лесу при подмотке. Однако если сделать с точностью наоборот, система не сработает, так как леса будет спускаться за счет фрикциона. Если он расположен в передней зоне корпуса катушки, то степень нагрузки надобно настроить байтраннером.

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Советы по использованию

  • После рыбалки не забывайте ослаблять фрикцион вашей катушки. Это продлит ей жизнь!
  • При регулировке тормозного механизма не прилагайте чрезмерных усилий, т.к. это может привести к поломке катушки или удилища.
  • Сильно затянутый фрикцион может повлечь за собой обрыв лески, если рыба достаточно большая или делает мощные рывки. Если фрикцион недостаточно затянут, это может помешать подсечь рыбу.
  • Настраивать фрикцион нужно на 2/3 — ¾ от разрывной нагрузки лески.
  • В зависимости от условий лова, фрикцион можно затягивать или ослаблять. Это можно делать и в процессе вываживания.
  • Если случился зацеп, ни в коем случае не закручивайте фрикцион до упора, так вы поломаете удилище. Попробуйте направить удилище параллельно леске, прижав ее к бланку и постучать рукой по нему – бывает, что такой метод помогает.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

Самые популярные проблемы и их ремонт

Ремонт спиннинговой катушки может потребоваться из-за неаккуратного обращения на азартной рыбалке. Самые популярные проблемы и их последствия возникают от контакта спиннинговой катушки с водой, небрежного бросания на песок или землю. Проблема может возникать также из-за заводского брака либо по вине самого рыбака. Внимательно следите за шайбой и втулкой ролика лесоукладывателя.

Обрывы лески под гайкой фрикциона

В конструкциях с размещённым впереди фрикционом, фиксирующая гайка поднята на 1—2 мм над краем шпули. Когда леска наматывается, то зачастую цепляется за гайку и западает под край шпули, что приводит к запутыванию и обрыву.

Виды спиннингов и катушек

Спиннинги бывают двух основных видов:

  1. Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
  2. Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.

Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.

Виды катушек на спиннинг:

  1. Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
  2. Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
  3. Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.

Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.

Виды поломок спиннинга

Спиннинг ломается по двум причинам:

  • Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
  • Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.

Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.

  1. Удилище (колено) ломается пополам.
  2. Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
  3. Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.

Виды повреждений катушек:

Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.

  1. Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
  2. Катушка туго вращается и заедает.
  3. Трансформация дужки.
  4. Потеря колпачка редуктора.

Отличительные особенности переднего и заднего фрикционов

Многие опытные рыболовы считают, что между двумя конструкциями принципиальная разница отсутствует. В подтверждение этому многие фирмы производят одну и ту же модель в двух разновидностях: с передним и задним фрикционами. Тем не менее некоторые отличия между моделями есть.

  1. Принято считать, что данные устройства надежнее, потому что имеют механическую схему.
  2. Обычно устройства такого плана исполнены одинаково, отличия их минимальны, поэтому замена одного на другое не заставит рыболова тратить время на изучение работы нового механизма.
  3. Регулировка выполняется с помощью специального винта, который крепит шпулю. По этой причине время на замену шпули в случае необходимости увеличивается.
  4. Если у таких систем подложить шайбу под шпулю, то регулировка становится также возможной.
  5. Данный вариант допускает крепить на катушки шпули с повышенным диаметром, не меняя при этом сам механизм снасти. Значит, масса и размеры изделия остаются на прежнем уровне, зато увеличивается дальность заброса.

Особенности заднего фрикциона заключаются в следующем:

Удобно регулировать тормоз в процессе выуживания рыбы. Фиксатор регулировки позволяет новичку – рыболову быстро реагировать на любые непредвиденные обстоятельства. Особенно в том случае, когда имеется дополнительный переключатель, с помощью которого моментально меняется тормозное усилие.

  • Катушки, оснащенные задним тормозом, обычно более компактны.
  • Стоимость шпули при данном варианте ниже.
  • Форма снасти более сбалансирована и не имеет крена вперед.
  • В механизме не заложены прижимная шайба и гайка. Этот факт играет большую роль, так как при наличии этих деталей в процессе замены шпули возможна их потеря.

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Самые популярные проблемы и их ремонт

Поскольку механизм работы катушки достаточно сложен, возможные поломки могут быть в различных местах. В одних случаях нужно провести ремонт, в других — нужно правильно выбрать саму катушку при её покупке.

Рассмотрим наиболее типичные поломки, которые происходят в процессе эксплуатации:

  • Поломка ручки — это довольно частая проблема. В этом случае может помочь правильный выбор марки. Нужно ориентироваться на такие модели, в которых предусмотрено крепление ручки с использованием шайбы и втулки.
  • Необычный шум при работе. Как правило, сходу установить конкретную проблему не получается. Для того, чтобы не испортить катушку окончательно, надо прекратить работу с ней, разобрать, тщательно прочистить и аккуратно смазать. Затем нужно её собрать. Если всё сделано правильно, посторонний шум исчезнет.
  • Возможно неравномерное наматывание лески. Может оказаться так, что линия её намотки не будет ровной (например, будет восходящим или нисходящим конусом). Конечно, существуют такие варианты катушек, когда это сделано сознательно. Но мы говорим о такой ситуации, когда это не планировалось. Обычно на оси шпули находятся специальные шайбы, которые влияют на линию наматывания лески. Их можно просто передвинуть вдоль оси для того, чтобы скорректировать намотку нужным образом. Здесь мы обсуждали вопрос — как намотать леску на катушку.

Ремонт фрикциона катушки спиннинга

С фрикционом связана одна часто встречающаяся досадная неполадка. Некоторые безынерционные катушки прекрасно работают с монофильной леской. И вот, когда рыбаки хотят их попробовать с плетёнкой, возникает неожиданная, но, очень неприятная проблема. При забросе крючка леска попадает в щель фрикциона и застревает там.

С монофильной леской такого не происходит. Связано это с некоторой упругостью такой лески, которая не позволяет ей застрять в щели между между шпулей и фиксирующей гайкой фрикциона.

Плетёнка обладает другими физическими свойствами и это может привести даже к обрыву лески. Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать катушку несложно.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Открутить и снять фиксирующую гайку.
  • Снять шпулю.
  • Снять фрикционные шайбы.
  • На стержне в самом конце находится специальная прокладка. Она сделана из фетра. Её также нужно снять.
  • Вместо фетровой прокладки нужно поставить более тонкую, сделанную из пластика.
  • Затем нужно поместить фрикционные шайбы на их место, поставить шпулю и закрепить фиксирующую гайку. Из-за того, что пластиковая прокладка гораздо тоньше сделанной из фетра, гайка будет слегка утоплена в отверстии. Это исключит попадание плетёнки в щель в процессе рыбной ловли.

Ремонт лескоукладывателя катушек для спиннинга

Одной из возможных проблем является ситуация, когда скидывается дужка лесоукладывателя. Такая проблема может привести к сбросу приманки или обрыву лески. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно сильнее прикрутить те болты, с помощью которых крепится дуга лескоукладывателя. К сожалению, не во всех случаях этот способ способен помочь.

Если возникла такая ситуация, то можно снять крышку, под которой находится пружина лескоукладывателя, и поставить прокладку на тот стержень, который крепит эту пружину. Если и в этом случае проблема не устранена, то лучшего всего просто заменить пружину на более тугую.

С лескоукладывателем может быть связана ещё одна проблема. В некоторых случаях при забросе лески, она подаётся спиралью. Причиной в данном случае является плохая работа подшипника лескоукладывателя. Часто это бывает связано просто с отсутствием смазки на нём.

Для ремонта такой неисправности нужно разобрать лескоукладыватель, затем прочистить и смазать этот подшипник.

Ремонт ручки катушки спиннинга

Если при работе ручку заедает, а в том случае, когда имеется нагрузка — клинит, то речь идёт о серьёзной поломке. В таком случае необходимо заменить ведущую шестерню и ведомую на новую пару.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий