Легковой прицеп с тормозами: принцип работы системы, отзывы владельцев

Устройство и принцип работы барабанного тормоза

Конструкция барабанных тормозов упрощённо изображена на рисунке выше. Тормозной барабан (если быть точными – барабан без дна) жестко крепится к колесу (ступице), так, что имеет с колесом общую ось вращения.

Вдоль боковой внутренней стенки барабана расположены две тормозные накладки (колодки), выполненные в виде полуокружностей. А в промежутке между накладками установлен (закреплённый неподвижно по отношению к вращающемуся колесу) рабочий гидроцилиндр с двумя поршнями.

При поступлении тормозной жидкости под давлением в среднюю часть цилиндра рабочая часть поршней раздвигает накладки в месте установки цилиндра. Такое же перемещение через систему пружинных тяг создается в разрыве противоположном месту установки гидроцилиндра. В итоге накладки с усилием прижимаются к вращающемуся барабану.

Возврат элементов конструкции в исходное состояние по окончании торможения осуществляется за счет системы возвратных пружин. Регулировка зазора между накладками и внутренней поверхностью барабана производится также за счёт регулировки механических тяг.

В процессе торможения происходит интенсивное выделение тепла, которое влияет и на показатели надёжности и на функциональные показатели работающих тормозных механизмов. Схема теплообмена барабанных тормозов упрощённо представлена на следующем рисунке.

Тепловой поток, образующийся в паре трения, через внутреннюю боковую поверхность барабана (теплопроводность значительно выше, чем у накладки) рассеивается в окружающей среде. С учётом различных коэффициентов теплового расширения, накладка «выдавливает» боковую поверхность барабана в окружающую среду, постоянно стремясь увеличить зазор между накладкой и барабаном.

К материалам в паре трения барабанных тормозов предъявляются повышенные требования.

  • Тормозной барабан изготавливается из высокопрочного чугуна – металла износостойкого и, к тому же, относительно дешёвого.
  • В качестве материала накладки долгое время использовались смеси, содержащие вредный для окружающей среды асбест. После запрета асбеста широко используются композитные материалы, состав которых тщательно скрывается производителями.

Выбор — дисковые или ободные тормоза?

Часто приходится слышать от «гуру велосипедного движения» фразу типа — дисковые тормоза на велосипеде — это наше всё! Доходит до того, что байк с тормозами типа V-brake и за велосипед-то считать отказываются. Есть ли в этом здравый смысл? Давайте разберёмся.

Дисковый тормоз

Первое, с чего нужно начать — для чего нам нужны тормоза? Правильно. Для эффективного торможения. Никто не спорит, что дисковые тормоза позволяют более точно регулировать тормозное усилие. Но для уровня обычных покатушек и туризма вполне достаточно и тормозов типа V-brake. Разница совершенно не ощутима на скоростях, с которыми катают 95% велосипедистов.

Дисковые тормоза более эффективны в сырую и грязную погоду. Когда обод колеса становится мокрым и грязным — это существенно снижает тормозные качества ободных тормозов. А поверхность тормозных дисков находится гораздо выше и менее подвержена загрязнению. Но — вспомните, когда в последний раз вы катали под дождём и в грязи, да ещё и с необходимостью резко и часто тормозить?

Колодки дискового тормоза живут гораздо дольше, их хватает на 5-6 тысяч километров. С другой стороны, качественные колодки для V-brake пройдут не намного меньше. Некоторые проходят до 3 тысяч и стоят при всём в два раза дешевле.

Хорошо зарекомендовали себя дисковые тормоза, когда обод колеса сильно изогнут ( присутствует восьмёрка).  Если на колесе есть восьмёрка, то об эффективном торможении ободными тормозами стоит забыть. Но — когда появляется восьмёрка? В случае падения или попадания колеса в яму или траншею. В этом случае о продолжении маршрута часто уже речь не идёт. Вы с велосипедом отправляетесь домой на ремонт.

И немаловажное, даже может для туристов и основное препятствие для покупки велосипеда с задним дисковым тормозом — проблемная установка багажника. Потому что крепление дисковых тормозов не позволяет закрепить багажник. То есть нужны дополнительные крепления или переходники

А какой туристический велосипед без багажника?

То есть нужны дополнительные крепления или переходники. А какой туристический велосипед без багажника?

Ободной тормоз

Ну и наконец главное — цена. Хорошие дисковые тормоза стоят немало — от $70 до $150. В этом месте уже нужно задуматься — а стоит ли переплачивать такие деньги ради сомнительной выгоды?

Я ни сколько не умаляю достоинств этих тормозов — они замечательные. И если у вас в бюджете есть лишние 70-150 долларов, то их несомненно нужно потратить на оборудование велосипеда дисковыми тормозами. Но если бюджет ограничен, то стоит рассмотреть покупку качественных тормозов типа V-brake. Потому, что в не соревновательных условиях ободные тормоза будут достаточны для 95% велосипедистов.

Рейтинг лучших дисковых гидравлических тормозов

Рейтинговый список тормозных систем 2019 сформирован на основании реальных испытаний каждой из приведенных моделей. Список лучших моделей выглядит следующим образом:

  1. Formula T1;
  2. HAYES DOMINION A4;
  3. FSA Afterburner;
  4. SRAM Guide R.
  5. Shimano XTR

Formula T1

Конструкция системы T1 от Formula гарантирует лучшую эффективность при небольшой массе. Точка контакта определяется четко, но не очень податливая, палец устает. Но, если привыкнуть к этой системе, она станет отличной и надежной помощницей на разного качества дорогах. Есть недостаток: на длинном спуске тормоза издают негромкий визжащий звук. Если такое повизгивание велосипеда вас не раздражает, считайте, что минусов у данного представителя класса нет.

HAYES DOMINION A4

После нескольких лет молчания Хейс вернулся с созданием своего нового дискового тормоза Dominion A4. Hayes имеет долгую историю в мире горных велосипедов и отвечает за создание дисковых тормозов много лет. В 2019 году они вводят полностью новый дизайн тормоза 4 поршневой.  Благодаря использованию различных систем сбора данных они определили, что снижение конечной мощности тормоза поможет увеличить диапазон полезной мощности для гонщиков.

FSA Afterburner

Эта модель тормоза удобна, эргономична, а также неприхотлива и надежна, подобно японскому самураю. Однако, при циклической нагрузке (нагревании) система уменьшает результативность торможения и не любит сырости. Мощность и плавность торможения велобайка – выше всех похвал, лучшая в своей ценовой нише.

SRAM GUIDE R

Модель на 4 поршня с удобным рычагом. Ход его можно отрегулировать даже без использования инструментов. Мощность тормоза отличная, в условиях сырости система работает даже лучше. В целом, покупатели велосипедов оценивают модель на «отлично». Это серебряный призер по рейтингу.

SHIMANO XTR

Пафосная дорогостоящая модель с отличными характеристиками – лучшая в нашем рейтинге. Регулируемая ширина хвата ручки, удобная точка контакта, высокая мощность, плавность торможения – все это преимущества данной системы. Есть и минус: быстрый износ тормозных колодок на продолжительных спусках. Особенно эта модель пришлась по душе поклонникам эндуро и даунхилл дисциплин.

Чем отличаются дисковые тормоза от барабанных?

Оба типа тормозов были изобретены приблизительно в одно время (начало 20-го века) и вытеснение одного типа другим происходило постепенно, по мере развития технологий. На самом деле, использование дисковых тормозов несколько десятков лет сдерживалось отсутствием подходящего материала для изготовления накладки.

Преимущества дисковых тормозов

Основные преимущества дисковых тормозов обусловлены схемой расположения накладок и условиями работы. Встречные тепловые потоки в диске между накладками в процессе торможения обеспечивают равномерное расширение материала диска и «поджатие» к нему обеих накладок. А непосредственный контакт диска с окружающей средой обеспечивает эффективный теплообмен.

  • В барабанных тормозах выделение тепла в окружающую среду происходит не напрямую, а через боковую поверхность барабана. Тепловое расширение этой части поверхности происходит при несимметричном сопротивлении внешней среды: с внутренней стороны «поджимает» накладка, а с внешней сопротивление отсутствует. Таким образом, охлаждение дисковых тормозов происходит лучше, чем барабанных.
  • Кроме того, возникающие в процессе торможения изменения в зазорах рабочих поверхностей у дисковых тормозов обусловлены симметричными воздействиями и поэтому зазоры могут саморегулироваться, а в барабанных тормозах воздействия асимметричные и поэтому со временем требуются дополнительные регулировки.
  • В дисковых тормозах в отличие от барабанных не скапливаются продукты взаимодействия трущихся поверхностей. Это механические частицы, образующиеся вследствие износа и газы, которые особенно опасны тем, что скапливаясь внутри барабана, являются в какой-то степени смазкой в зазоре пары трения.

Современные тормозные системы помимо механической и гидравлической систем включают ещё и электронную (например, хорошо всем известная антиблокировочная система тормозов). При этом конструктивно дисковые тормоза значительно лучше приспособлены для сопряжения с электроникой, чем барабанные.

Преимущества барабанных тормозов

В свою очередь часть достоинств барабанных тормозов обусловлена тем, что пара трения изолирована от воздействий окружающей среды.

  1. В дисковых тормозах после интенсивного торможения и попадания автомобиля в воду открытый тормозной диск легко может деформироваться или в нем могут появиться термические трещины, ведущие к разрушению. Барабанный механизм в таких случаях более защищен.
  2. Попадающие в зазор между дисками абразивные частицы, содержащиеся в грязи, хоть и отбрасываются центробежными силами при вращении диска, но существенно ускоряют процесс износа накладок по сравнению с барабанными тормозами.
  3. Кроме того, несмотря на большее количество деталей, ремонт и замена барабанных тормозов требует меньших трудозатрат, чем дисковых.

Таким образом, комбинированное применение разных видов тормозных систем: дисковые – передние, барабанные – задние для бюджетных автомобилей вполне оправдано и по настоящее время.

Какой прицеп купить

Пункты для выбора качественного прицепа:

  1. Грузоподъёмность — должна быть высокой.
  2. Подвеска — чересчур жёсткая не позволит бережно перевозить грузы.
  3. Борта — только оцинкованные, так как просто обработанное краской железо через несколько лет изъест коррозия.
  4. Комплектация — тент, бортовые петли, система торможения.
  5. Ремонтопригодность — немаловажный пункт, ведь запчасти под определённую модель должны иметься в продаже на случай возможного ремонта.

Грамотно подбирайте автоприцеп, определяясь в первую очередь с назначением транспортного средства. Универсальные модели, типа МЗСА, находят применение в коммерческой деятельности и незаменимы для эвакуации крупного оборудования или автотранспорта.

Рамные прицепы подходят для перевозки водного транспорта и специализированных грузов. Бортовые разновидности часто используются для переброски малогабаритных предметов и стройматериалов.

Устройство тормозов дискового типа.

Дисковые тормоза подразделяются на:

  • Механические;
  • Гидравлические;
  • Гибридные.

Теперь рассмотрим устройство гидравлических тормозов. Управляющий цилиндр с поршнем помещен в тормозную ручку на руле. Тормозные колодки соединены специальным высокопрочным рукавом и приводятся в действие за счет силового цилиндра. Вся эта герметичная система заполняется маслом. У гидравлических систем отсутствует расширительный бачок. При этом для ремонта и замены масла Вам потребуются специальные навыки, умения и набор велоинструментов.

Конструкция механических, или «тросиковых», не сложна. Как у V-брейк и кантилевера, трос тянется за счет приводного рычага. Тормозные колодки фиксируются к диску за счет простого устройства ходового многозаходного винта, клина или кулачка. Колодки и трос двигаются в различных взаимно-перпендикулярных плоскостях.

В наличии горные велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

Гибридные представляют собой сочетание механики и гидравлики. Благодаря рычагу, трос влияет на гидравлическую часть с управляющим и силовым цилиндром, которая сосредоточена в корпусе тормоза. Между ними помещается небольшой объем масла.

Минусы и плюсы

Обычно дисковые тормоза сравнивают между собой и с другими видами тормозов.

Тормоза подразделяются на:

  • клещевой тип;
  • кантилеверный тип;
  • векторный тип;
  • гидравлический тип;
  • ободной тип («MAGURA»);
  • роллерный тип.

Все тормоза, кроме роллерных, имеют влияние на обод колеса. Поэтому они называются «ободными». Роллерные крепятся с левой стороны на втулку колеса. Роллерный тип тормозов и барабанные тормоза на автомобиле или мотоцикле имеют одинаковый принцип действия. Появились эти тормоза сравнительно недавно и должны были стать главным конкурентом дисковым тормозам. Но в силу большого веса и размеров, а также отсутствия совместимости со множеством амортизационных вилок, они не стали таковыми. Они имеют возможность маленького обратного вращения колеса при зажатом тормозе. Поэтому их применение ограничилось «NEXAVE», «NEXUS» и велосипедами этой категории.

В наличии горные велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.

Плюсы дисковых тормозов следующие:

  • наибольший коэффициент трения стального диска с абразивом;
  • отсутствие влияния условий: погодных и дорожных*;
  • отсутствие забивания снегом и грязью*;
  • «вечные» обода*;
  • длительная эксплуатация абразивных колодок и дисков *;
  • высокая тормозная мощность;
  • нормальная работа тормоза даже при повреждении обода*;
  • отсутствие сильного разогрева стальных дисков при торможении (для горных условий и «DH» – даунхилла)*;
  • точное дозирование тормозного усилия;
  • работают по принципу «отрегулировал – забыл»*

Главные минусы дисковых тормозов составляют:

  • цена;
  • вес*;
  • необходимо наличие специальных втулок с крепежом для дисков и специальных узлов крепления тормоза на вилке и задних перьях байка*;
  • повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки;
  • сложная инсталляция гидравлических систем;
  • ограничение ремонтопригодности в полевых условиях (для Г.С.)*;
  • большая нагрузка на спицевой набор колеса;
  • сложная замена абразивных колодок.

Разницу между дисковыми тормозами составляет их конструкция.

Г. С. обладают явными преимуществами за счет своих характеристик:

  • передача усилия с помощью несжимаемой жидкости;
  • наличие минимума трущихся поверхностей;
  • отсутствие люфтов;
  • легкая регулировка и дозировка тормозного усилия;
  • быстрый отвод колодок от диска при отпускании тормозной рукоятки;
  • высокая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза проигрывают гидравлическим в силу следующих характеристик:

  • наличие люфтов;
  • трущиеся поверхности;
  • упругость передаточных звеньев;
  • повышенный износ.

Преимущества механических систем:

  • небольшая цена;
  • большая надежность;
  • простой ремонт и обслуживание в полевых условиях;
  • сопряжение с абсолютно любой универсальной тормозной ручкой;
  • при правильной смазке – слабое влияние окружающей температуры.

Гибридные занимают промежуточное место за счет своих эксплуатационных характеристик.

Необходимо заметить, что существуют различные версии дисковых тормозов для экстремальных велосипедов. Для «DH», параллельного слалома и фрирайда специально производят тяжелые, мощные тормоза с дисками увеличенного диаметра, а иногда «плавающими» с двухпоршневой скобой. Для кросс-кантрийных – всегда облегченные и компактные.

EBC Brakes

Эта компания из Великобритании занимается изготовлением дорогих тормозных дисков. Весь представленный перечень деталей делится на такие категории:

Главное предназначение — для японских машин, которые могут разогнаться до больших скоростей. Среди них такие торговые марки как Субару, Хонда, Инфинити. Товары этой категории очень качественные, соответственно цена на них тоже высокая. Кроме цены и качества большим преимуществом продукции Turbgroove является ее высокая износостойкость. На дисках присутствуют насечки и перфорация.

  • Товары для автомобилей этой компании подходят для использования в дорогих марках спортивных автомобилей.
  • Рассчитана на автолюбителей среднего сегмента, также и премиум класса.

Диски имеют гладкую поверхность, поэтому необходимо в комплекте с ними использовать тормозные колодки. Срок эксплуатации при различных ситуациях и условиях использования автомобиля значительно больше, чем у других брендов.

Рекомендации по выбору тормоза

Тормоза типа V-brake обычно ставят на бюджетные модели велосипедов. Не на все рамы можно установить данные тормоза из-за отсутствия пивотов для установки данного типа тормоза. Ободные тормоза целесообразно использовать при спокойном катании на велосипеде. Они не прихотливы в обслуживании, достаточно легкие и дешевые в сравнении с дисковыми тормозами.

Механические дисковые тормоза имеют хорошую эффективность торможения, по этому их целесообразно использовать если же Вы катаетесь в более агрессивном темпе и при ограниченности средств на покупку. Дороже ободных тормозов, но дешевле гидравлических. Особой популярностью в последние годы пользуются дисковые тормоза Avid BB-5 и BB-7. Гидравлические дисковые тормоза необходимы только тогда, когда важна высокая мощность торможения, потому ее и используют в экстремальных видах (например, downhill – скоростные спуски). Нуждаются в периодической замене масла, гидролинии требуют бережного отношения, так как могут быть повреждены при падении, что повлечет за собой дополнительные затраты.

При покупке их гидравлического вида надо заранее уточнить, где можно приобрести на него запчасти, чтобы в случае выхода из строя какой–то детали не пришлось менять весь комплект.

Гидравлику стоит выбирать только тем, кто гоняет по пересеченной местности и любит экстрим. В противном случае не стоит впустую тратить деньги. Купите механические или гибриды, которые являются оптимальным решением для велотуризма и езды по городу. Их надежность и простота эксплуатации не заставит вас пожалеть о сделанном выборе.

При покупке дисковых тормозов обратите внимание на размеры ротора, от которого напрямую зависит эффективность торможения. Чем больше его диаметр, тем лучше срабатывание

От тормозных колодок зависит плавность тормоза. В зависимости от наполнения они бывают органическими и механическими. Последний вид содержит металлические опилки. Из-за этого они более износоустойчивы, но долго пригоняются для лучшей работы. Их органические аналоги обеспечивают мягкое торможение и практически сразу притираются за счет своей мягкости.

Если необходимо выбрать мощные тормоза, то следует обратить внимание на маркировку. Присутствие в ней аббревиатуры AM, FR, Trail и DH – говорит о том, что на них можно положиться

Они обеспечат мощное торможение в любой ситуации.

Из всего выше следует, что механические дисковые тормоза являются «золотой серединой» и являются оптимальным выбором для любого велосипедиста.

Что лучше — основные плюсы и минусы

Если сравнивать, барабанные тормоза и дисковые имеют разные плюсы и минусы. Первые имеют такие достоинства:

  • Колодки хорошо защищены от грязи и пыли благодаря закрытому корпусу.
  • Значительный ресурс колодок, выдерживающих большой пробег от 120 тысяч километров.
  • Хорошо совмещаются с ручником.

Но недостатков гораздо больше:

  • Конструкция тяжёлая и габаритная.
  • При перегрузках сильно нагревается.
  • Эффективность меняется в зависимости от температуры.
  • При перегреве колодки могут прикипеть к барабану, а при сильном морозе – примёрзнуть.
  • Передние колодки изнашиваются быстрее задних.
  • Из-за закрытого корпуса внутри постепенно накапливается пыль, которая приводит к скрипу и усиливает износ.

А теперь сравним, какие тормоза лучше – дисковые или барабанные. Первые имеют такие плюсы:

  • Легкая, компактная конструкция.
  • Простота в сборке и дешевизна.
  • Благодаря хорошему обдуванию воздухом обеспечивается эффективное охлаждение.
  • От температуры практически не зависят. При нагрузках быстро остывают.
  • Замена колодок и дисков очень простая, это возможно сделать своими силами.
  • Износ прекрасно виден.

Недостатков немного:

  • Открытая конструкция, из-за чего возможно загрязнение. Это небольшой минус, так как любое загрязнение быстро стирается.
  • Небольшой ресурс – от 40 тысяч километров, при аккуратной езде несколько больше.
  • Если автомобиль долго простаивает, на дисках появляется коррозия. Требуется их предварительная обработка перед длительной стоянкой или придётся потом устранять ржавчину.

Поэтому дисковые тормоза и получили сейчас большое распространение, и это само по себе служит ответом на вопрос, что лучше, по крайней мере, для легковых автомобилей. А вообще, их более старший собрат, несмотря на солидный возраст, тоже продолжает использоваться, но только там, где имеет неоспоримое преимущество.

Плюсы и минусы дисковых тормозов

Тормозная система с диском – прогрессивный шаг вперед даже в сравнении с самыми дорогими V-brake. Дисковые тормоза на велосипеде работают по аналогии с автомобильными: усилие от ручки через привод передается на калипер. Тормозная колодка, прижимаясь к диску, замедляет вращение колеса. Сам диск закреплен по центру колеса и вращается синхронно с ним.

Диски – возможность исключить износ ободьев колес и обеспечить лучшее торможение. Хотя бы по этим двум параметрам они должны на 100% выигрывать у ободных, но рассмотрим все по порядку.

Сильные стороны дисков:

  • нет износа и перегрева обода;
  • безразличны к восьмеркам;
  • можно использовать в жестких условиях;
  • четкая модуляция;
  • более длительный срок службы.

При замедлении велосипеда тепловая энергия передается не на ходовую часть колеса, а на ротор диска. Колеса не греются, следовательно, меньше вероятность повредить их на длительных участках торможения.

Поскольку в торможении участвует отдельная поверхность, ни о каких сюрпризах, связанных с искривлениями колеса, говорить не приходится. Конечно, катать на восьмерках – то еще удовольствие, но на эффективность остановки это не влияет.

Дисковые тормоза хорошо справляются с грязью. К воде стойкость чуть ниже, но лучше, чем у ободных. Тормозная поверхность не сплошная, поэтому вода неплохо отводится через прорези. Что касается случайно попавшей смазки, то с дисков ее лучше тщательно вытереть.

Модуляция даже у базовых дисков настолько высокая, какую не обеспечат даже самые продвинутые ободные модели. Легкое нажатие на ручку легко скорректирует скорость велосипеда, не остановив его полностью. Модуляция стабильна и не требует постоянной настройки системы.

Диски и калиперы в паре

Колодки и сами диски без проблем прослужат несколько сезонов активного катания, чего нельзя сказать об ободных аналогах. Вот такой привлекательный комплекс достоинств, но и здесь не обошлось без отрицательных моментов.

Минусы дисков:

  • высокая стоимость системы и отдельных компонентов;
  • нет универсальности в установке;
  • ремонт своими руками зачастую невозможен;
  • большой привес.

Отрицательные черты дисков диаметрально противоположны достоинствам ободных тормозов. Бюджетные велосипеды не будут оснащаться дисковой системой, туда поставят простые ободные v-brake. Каждый из производителей дисков индивидуально подходит к их конструкции и установке на велосипед, поэтому «скинуть» систему с одного байка и поставить на другой вряд ли получится. Если же решили поменять ободные тормоза на диски, здесь тоже ждет неудача – отсутствие посадочного места. Правда, некоторые модели все же предусматривают установку и того и другого, но это исключение.

Отремонтировать дисковые тормоза сложнее, в полевых условиях без специального инструмента-съемника не обойтись вовсе. По сравнению с v-brake ощущается хороший привес к общей массе, плюс механическое воздействие на втулки колес.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий