Все что вы не знали о фрикционе

Причины выхода из строя фрикционов

Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:

  • недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
  • грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
  • недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.

Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.

Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.

https://youtube.com/watch?v=aUF5uBuwC9s

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Регулировка тормозной силы фрикциона

Регулировка тормозной силы фрикциона является одной из важных задач при настройке мультипликаторной катушки. Этот процесс позволяет достичь оптимальной тормозной силы, что в свою очередь обеспечит лучшую контрольность и управляемость при ловле рыбы.

Прежде чем начать процесс регулировки, необходимо убедиться в том, что фрикцион включен, чтобы избежать случайного повреждения катушки при вращении ручки. После этого можно приступать к регулировке тормозной силы.

  1. Ослабьте тормозную систему: Поверните регулировочный винт фрикциона против часовой стрелки до упора. Это даст некоторый простой ход рычагу фрикциона для настройки тормозной силы.
  2. Настройте тормозную силу: Затяните регулировочный винт фрикциона по часовой стрелке на несколько оборотов. Периодически проверяйте тормозную силу, прокручивая рычаг фрикциона и оценивая сопротивление, которое он оказывает.
  3. Протестируйте настройку: Попробуйте повернуть рычаг фрикциона с разной силой и оцените, насколько легко или трудно это делается. Идеальная настройка обеспечит достаточную силу торможения, чтобы удержать рыбу при попытке уйти, но при этом не будет вести к переключению рычага слишком легко.

После завершения настройки, рекомендуется сбалансировать тормозную силу с мощностью удилища и приманкой, которую планируется использовать. Это поможет достичь наилучших результатов при ловле рыбы и уменьшить вероятность обрыва лески.

Помните, что регулировка тормозной силы фрикциона может потребовать времени и практики для достижения оптимальных результатов. Постепенно экспериментируйте с настройками, чтобы найти наиболее подходящую для ваших индивидуальных потребностей.

Обратите внимание, что при некорректной настройке тормоза можно повредить рыболовную леску и терминить ловлю рыбы

Поэтому, важно быть внимательным и осторожным при процессе регулировки

Таблица:

Сила торможенияОписание
СлабаяПозволяет рыбе свободно уходить с леской без сопротивления
СредняяОбеспечивает умеренное сопротивление рыбе при попытке уйти
СильнаяПредоставляет высокую тормозную силу, сопротивляющуюся рыбе

Принцип работы муфты

Общий вид многодисковой фрикционной муфты Основная задача многодисковой муфты – в нужный момент плавно соединить и разъединить входной (ведущий) и выходной (ведомый) валы с помощью силы трения между дисками. При этом от одного вала к другому передается крутящий момент. Диски сжимаются за счет действия давления жидкости.

Отметим, что чем сильнее соприкасаются поверхности дисков, тем больше величина передаваемого момента. При работе муфта может пробуксовывать, при этом ведомый вал разгоняется плавно, без рывков и ударов.

Главное отличие многодискового механизма от других заключается в том, что за счет наращивания количества дисков увеличивается количество соприкасающихся поверхностей, в результате чего становится возможным передавать больший крутящий момент.

Основа нормальной работы фрикционной муфты – наличие регламентированного зазора между дисками. Этот интервал должен равняться значению, которое установил производитель. Если зазор между дисками муфты будет меньше положенного, то фрикционы будут постоянно находиться в «поджатом» состоянии и, соответственно, быстрее изнашиваться. Если же расстояние будет больше, то при работе будет наблюдаться пробуксовка муфты. В этом случае тоже не избежать быстрого износа. Точная регулировка зазоров между фрикционами при ремонте муфты – залог ее правильной работы.

Как работает передний фрикцион

Передний фрикцион — это один из типов фрикционных тормозов, который используется в катушках для рыболовных снастей. Его основная задача — сдерживать или отпускать леску под давлением, контролируемым рыболовом.

Передний фрикцион состоит из следующих основных элементов:

  • Шайба с резиновым покрытием — основной элемент переднего фрикциона, который контактирует с поверхностью шпули катушки;
  • Рычаг регулировки силы торможения — позволяет увеличивать или уменьшать силу давления на шайбу;
  • Муфта переднего фрикциона — служит для подключения или отключения переднего фрикциона.

Принцип работы переднего фрикциона заключается в следующем:

  1. Рыболов устанавливает требуемую силу торможения при помощи рычага регулировки.
  2. При пойманной рыбе или когда леска испытывает сильное натяжение, шайба, покрытая резиновым материалом, начинает прижиматься к поверхности шпули под действием давления.
  3. Это сопротивление предотвращает свободное перематывание шпули и позволяет рыболову контролировать натяжение лески и удерживать рыбу.
  4. При необходимости, когда рыболов хочет отпустить леску или дать рыбе немного свободы, он берет муфту переднего фрикциона и отключает его. Это позволяет шпуле вращаться свободно без сопротивления шайбы переднего фрикциона.

Таким образом, передний фрикцион является важной частью катушки для рыбалки, позволяющей рыболовам контролировать натяжение лески и эффективно справляться с крупной рыбой

Механизм намотки лески

Механизм, обеспечивающий возвратно-поступательное движение шпули, в основном и определяет качество намотки лески.

Причем здесь необходимо разделять сам принцип намотки и ее равномерность.

Большинство катушек обеспечивают близкую к параллельной намотку лески
(под небольшим и постоянным углом наклона взад и вперед), и лишь
некоторые модели могут мотать явно выраженным «крестом» (рис.14).

Рис.14. Типы намотки: а) параллельная, б) крестовая.

Это достигается введением в схему катушки нового узла, который
называется «бесконечный винт». Именно он обеспечивает движение шпули
вперед и назад с заметно разной скоростью, чего хватает, чтобы витки
лески ложились не симметрично, а с небольшим перехлестом. Для чего это
нужно?

Если намотка близка к параллельной, то при нагрузке (зацеп или
вываживание рыбы) верхние витки легко «врезаются» в нижние слои. В
результате либо последующий заброс вообще «тормозится», либо шпуля
сбрасывает несколько витков и леска запутывается. Профилактика здесь
проста – сразу после сильной нагрузки распустить леску до «врезки» и
чуть дальше, затем вновь намотать. Или следующие забросы производить
«вполсилы», пока намотка не восстановится. Ведь обходились как-то
раньше!

Да, но тогда не было «шнуров». Увы, именно с тонкой «плетенкой» такой
негатив проявляется сильнее всего, а распутывать ее – сами знаете… Как
раз поэтому большинство катушек, специально предназначенных для ловли
со «шнурами», имеют механизм крестообразной намотки. И оно того стоит!

«Бесконечный винт» желателен также при рывковых типах проводки. Ведь
когда натяжение лески переменно, на шпуле могут образовываться
петельки, которые затем становятся причиной сбросов – в результате с
катушки то и дело будут слетать «бороды». С «винтом» такого негатива
гораздо меньше.

Теперь поговорим о другом показателе качества – о равномерности
намотки. Хорошая катушка ложит леску плотно и абсолютно ровно по всей
длине шпули – без «горбов» и «конусов».

Неравномерность намотки чревата тем же самым, что и «врезка» – ниже
расположенные витки по пути «стаскивают» более высокие, в результате
опять сбросы и «бороды». Но здесь уже неприятность может произойти в
любой момент, а не только после значительной нагрузки. Согласитесь,
постоянное распутывание лески не украшает рыбалку.

Кстати, и здесь с монолеской еще можно как-то ловить, а вот плетенка практически не терпит «горбов».

Правда, не все так страшно. Кое-что можно и исправить. Например, у
катушек с передним фрикционом «конус спереди» можно уменьшить
«поднятием» шпули, поставив под нее на ось дополнительную шайбу, и
наоборот. Можно попытаться сделать «антипрокладку» из любого легкого
материала – обычно это твердый пенопласт. Например, простейший вариант
на рис.15. разглаживает «горбы», заставляя их «расползаться» в стороны.
По ходу «примерки» где-то добавив или убавив, можно добиться
относительно ровной намотки.

Рис.15. Исправление неравномерной намотки: а) первоначальная намотка, б) намотка с «антипрокладкой».

В крайнем случае, можно просто отрезать сбрасывающуюся часть лески –
пусть шпуля будет заполнена ниже «нормы». Естественно, это снизит
дальность забросов – но ловить будет можно.

А лучше всего сразу приобрести нормальную катушку.

Зачем нужна регулировка безынерционной катушки?

Представьте ситуацию – куплена новая катушка, намотан новенький классный японский шнур и первый раз с новой катушкой на рыбалку, и вот тут начинаются сюрпризы. Особенно, они подстерегают тех, кто любит ловить твичингом, т. е. рывковой проводкой. Самая главная проблема – это сброс петель, или как их называют «бород». Распутать которые стоит огромных нервов и времени, а на рыбалке его всегда мало. И часто мы их не распутываем, а просто отрезаем, запутавшийся кусок плетеного шнура. Если она часто сбрасывает эти самые «бороды», то можно лишиться половины шнура уже на одной рыбалке. Чтобы этого не делать – нужно просто попробовать отрегулировать профиль намотки на шпуле катушке и в 90% случаев, это поможет избежать петель.

Передний фрикцион

Передний фрикцион — это один из типов фрикционной системы, которая управляет намоткой лески в катушку катушку. Основными отличиями переднего фрикциона от заднего являются расположение и функции.

В катушке с передним фрикционом сам фрикцион находится на передней стороне катушки, в передней части. Это позволяет более эффективно контролировать натяжение лески при вываживании рыбы.

Передний фрикцион обычно представляет собой несколько дисков из материала с высоким коэффициентом трения, которые сжимаются вместе при вращении ручки передней части катушки. Это создает сопротивление, которое можно настроить для управления натяжением лески.

Преимущества переднего фрикциона включают возможность точной настройки натяжения лески, что особенно важно при ловле крупной рыбы. Он также обычно более надежный и долговечный

Важно помнить, что передний фрикцион может быть менее удобным для быстрой настройки во время ловли, так как для этого необходимо дотянуться до передней части катушки. В итоге, передний фрикцион — это эффективная и надежная система управления натяжением лески в катушке, которая может быть особенно полезна при ловле крупной рыбы

В итоге, передний фрикцион — это эффективная и надежная система управления натяжением лески в катушке, которая может быть особенно полезна при ловле крупной рыбы.

Правильный выбор катушки:

При выборе катушки для ловли щуки на спиннинг важно учитывать несколько ключевых факторов:

Размер катушки: для ловли щуки рекомендуется выбирать катушки среднего или крупного размера. Они обеспечат достаточную емкость для лески или шнура

Размер катушки также влияет на плавность и дальность заброса, что может быть важно при ловле щуки на дальних расстояниях.

Материал корпуса: для ловли щуки рекомендуется выбирать катушки с корпусом из прочных материалов, таких как металл или карбон. Это обеспечит долговечность катушки и защиту от механических повреждений.

Система тормоза: для ловли щуки рекомендуется выбирать катушки с мощной системой тормоза

Щука – рыба сильная и боевая, и во время борьбы с ней тормоз должен эффективно контролировать вываживание.

Количество подшипников: чем больше подшипников, тем плавнее работает катушка. Оптимальным считается количество подшипников от 3 до 6. Большее количество подшипников обеспечивает плавное вращение катушки, что важно при вываживании щуки.

Многодисковый фрикцион: для ловли щуки рекомендуется выбирать катушки с многодисковым фрикционом. Это обеспечит более точную настройку силы тормоза и позволит контролировать борьбу с рыбой, особенно при вываживании крупной щуки.

Правильный выбор катушки для ловли щуки на спиннинге поможет вам увеличить шансы на успешный улов и сохранность снасти.

Что такое фрикцион на катушке

Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.

Принцип работы

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.
  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Как намотать леску

Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс, не требуя дополнительных действий и использования приспособлений. Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла. Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.


Самозатягивающий узел

Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески. Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления. Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.

Шаги

Метод 1

Метод 1 из 2:

Разберитесь с устройством катушки и фрикционного механизма

1

Определите тип катушки, которой вы пользуетесь. Существует три основных типа катушек, оснащенных леской. В данной статье не будут рассматриваться плюсы и минусы каждого из них

Однако важно, чтобы вы разобрались, каким именно типом вы пользуетесь и где расположен фрикционный механизм.
Катушки для спинкаста – это катушки закрытого типа. Леска будет покрыта конусоподобной крышкой, из небольшого отверстия которой и будет выходить леска

X
Источник информации

Спиннинговые катушки – это катушки открытого типа. Леска катушки будет видна, и вы сможете наблюдать за ее вращением. Этот тип выглядит наиболее открытым.
X
Источник информации

Мультипликаторная катушка выглядит как что-то среднее между катушкой открытого и закрытого типов. Наиболее заметной особенностью является то, что вся леска катушки будет поворачиваться во время заброса спиннинга.
X
Источник информации

2

Найдите регулятор фрикционного механизма. Теперь, разобравшись с типом катушки, которой вы пользуетесь, узнайте, где на катушке расположен регулятор фрикционного механизма.Регулятор фрикционного механизма на спинкасте, как правило, находится рядом с ручкой катушки. Он напоминает по форме звезду и может щелкать, когда вы будете подтягивать к себе рыбу. Это позволяет вам определить степень его регулировки.
Регулятор фрикционного механизма на спиннинге – это круговая ручка, прикрепленная к катушке спереди.

Регулятор фрикционного механизма на мультипликаторной катушке выглядит как звезда и расположен рядом с ручкой катушки. Если поворачивать регулятор по часовой стрелке, вы будете его затягивать, а, поворачивая против часовой стрелки, напротив, ослаблять.
X
Источник информации

3

Узнайте, какой у вашей лески предел прочности на разрыв. Посмотрите на упаковке, в которой леска продавалась. На ней должно быть четко указан вес в килограммах, который леска может выдержать, не порвавшись.

4

Найдите весы. Когда вы узнаете значение регулятора, то вам нужно определить место, где установить вытягивание лески.

Метод 2

Метод 2 из 2:

Настройте натяжение лески

1

Подготовьтесь собрать удилище. Настройте свой спиннинг и протяните леску так, как планируете им пользоваться. Постарайтесь протянуть леску через все направляющие, чтобы получить точные показания.

2

Привяжите леску к весам. Вам нужно будет привязать ее надежно к крючку весов с цифровым отчетом или пружинным весам. Убедитесь, что при оттягивании весов леска не соскользнет.

3

Установите удилище. Держите удилище под углом в 45 градусов. Хорошо если вам кто-то поможет держать либо удилище, либо весы. Держите весы по вертикали таким образом, чтобы крючок и леска были наверху.

4

Потяните весы вниз. Сначала леска только натянется под тяжестью веса. Затем вы заметите, что сработал фрикционный механизм и леска растянется. Как только это произойдет, посмотрите на весы и снимите замеры.

5

Настройте натяжение лески

Обратите внимание на то, насколько растянулась леска и на какое значение она должна быть выставлена. Затяните или ослабьте регулятор фрикционного механизма на катушке по мере необходимости

Проверьте натяжение лески на весах.

Что в итоге

Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая. Снижение  давления обычно происходит в случаях, когда:

  • уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
  • сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
  • возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
  • забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.

При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят  фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т.д.

Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.

Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.     

Самый частой поломкой автоматической коробки передач, является износ фрикционных дисков или попросту — фрикционов. Происходит это в любом случае, даже если вы ухаживаете и своевременно (правильно) меняете масло (правда произойдет такое при приличном пробеге в 300 — 450 000 км). Если они сгорели, то передачи АКПП автомобиля не будут включаться или буксовать (про это чуть ниже). Не многие знают про эти диски, но они очень важный элемент в строении всей коробки в целом. Если можно грубо «выразиться» — это своеобразное сцепление автомата, именно эти элементы способствуют включению той или иной передачи. Лично я очень долго искал простую внятную статью по этим дискам, но так и не нашел, поэтому для общего понимания решил написать эту статью …

  • Устройство
  • Принцип работы
  • Ресурс фрикционных дисков
  • Причины выхода из строя
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Начнем с определения. Фрикционы (фрикционные диски) — это элемент сцепления между передачами, по аналогии с механической коробкой передач. В запрограммированный момент они смыкаются (при помощи давления масла) и останавливают нужную шестерню, в другой момент они размыкаются — шестерня начинает вращаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий