Ловля плотвы и подлещика
Поплавочная удочка – основная снасть при ловле плотвы, которой очень много практически в любой реке, да и размеры радуют, от 100 до 300 г. В основном крупная плотва ловится на глубинах 3-4 м. Но при бесклевье обязательно проверяю и мелководья. Помнится ряд рыбалок по последнему льду, когда на прирусловых глубинах не было ни одной поклевки, а находил плотные стаи плотвы буквально на метровой глубине под самым берегом! На поплавок там рыба клевала слабо, зато на играющую мормышку с мотылем реагировала нормально. Причем, ничто не подсказывало, что рыба рванет в берег. Стоял небольшой морозец, давление не дергалось, и клевать должно было на обычных для плотвы глубинах. Убедился, что привязываться к «хорошей» правильной погоде на плотвичной рыбалке крайне ненадежно – может клевать и при морозцах, а может в оттепель не брать вообще.
Ловлю плотву в основном на «белое» – тесто и репейник, которые на реках порой выстреливают получше классического мотыля. Плотва по последнему льду хорошо реагирует на прикормку – белые панировочные сухари. Покупаю их в крупных продовольственных магазинах, сухари имеют легкий запах ванилина, что весомой плотве очень нравится. Кормлю только с помощью кормушки, ведь на многих плотвичных точках присутствует солидное течение, и лишь с кормушкой можно прикормиться максимально точно и кучно.
Неоднократно приходилось слышать мнение, что крупный подлещик вперемешку с солидной плотвой на реках не ловится. Очень даже ловится. Особых премудростей в рыбалке нет – стандартная ловля по прирусловым глубинам с прикормом лунок. В ходу и тяжелая мормышка с мотылем, и поплавочная с крючком. Очень перспективно обловить с утра вчерашние прикормленные лунки крупным черным «чертиком», но только при условии ночной оттепели, когда можно начать рыбалку тихонько, без использования бура, тем более пешни.
Совершенствуем снасти – ловим больше рыбы
Безусловно, работает в деле повышения активности клева и усовершенствование снасти, к примеру, взять тот же подтяг. В качестве дополнительной к мотылю завлекалки, для рыбы, на крючки натягиваю какое-нибудь сочетания кембриков, а по поводку пускаю пластиковую бусинку – толк от этого есть. Другой раз могу зажать у самого крючка свинцовую дробинку, получается как бы мормышка, от которой двойной прок. Во-первых, она сама по себе привлекает рыбу. Во-вторых, при потяжке не дает мотылю высоко отрываться от донного грунта, что может стать решающим фактором для успеха, когда рыба буквально вжимается в дно, не обращая ни малейшего внимания на то, что происходит выше. А в моменты, когда рыба поднимается над дном повыше, на поводок, возле самого крючка (или в 5-10 см от него), можно закрепить пенопластовый или пробочный шарик, заставляющий ходить мотыля выше.
Некоторые опытные рыболовы ниже тяжелой мормышки привязывают поводок (длиной 20-25 см) с крючком. Мормышка вяжется как обычно, затем к цевью привязывается отдельный поводок того же или чуть меньшего диаметра, что и основная леска. Или поступают таким образом: сквозь отверстие мормышки жилка трижды пропускается сверху вниз, витки на мормышке затягиваются, к леске в сантиметрах тридцати вяжется крючок. Поводок на струе иногда закручивается, и в течение дня приходится пару-тройку раз все переделывать. Но это тот случай, когда в усложнении оснастки есть толк – дополнительный крючок зачастую дает приличный прилов. И что интересно – до 80 процентов поклевок идет именно на отводной поводок, а не на мормышку. Это типичная оснастка для реки, имеющая немало вариантов игры, вплоть до простейшего, но клевого – мормышка укладывается на дно, чуть пошевеливается, а распрямленный поводок на легком течении подыгрывает мотылем.
Сильно выручает поводок на небольших глубинах при ярком солнце, когда рыба стоит совсем рядом с лункой, но под нее саму никак не идет – глаза ей режет яркое солнце. А поводок с крючком относит в сторону. Для таких случаев можно даже увеличить его длину до полуметра. Во всех этих двухкрючковых тандемах есть еще одна хитрая штука – иногда рыба предпочитает брать лишь мормышку, другой раз подавай ей только крючок. Так что с дополнительным крючком ведется постоянная разведка лучшей обманки в данную минуту на конкретном месте.
Некоторые умудренные опытом рыбаки применяют и другие речные тандемы для ловли разной рыбы. Первый вариант таков: выше тяжелой мормышки свободно бегает крючок с колечком и длинным цевьем. В качестве верхнего ограничителя выступает небольшая пластиковая бусинка с двойным пропуском лески сквозь отверстие. Такой крючок – «вертун», наживленный мотылем, также нередко приносит солидный прилов на слабом течении. Особенно при опускании мормышки с паузами, во время которых он очень медленно падает к мормышке. Второй вариант – с двумя мормышками. Нижняя обычная, тяжелая. В 20-30 см выше нее вяжется мормышка поменьше, закрепляется на леске с помощью все того же тройного пропуска через отверстие. При слабеньком клеве основной улов может дать именно эта небольшая мормышка.
На крупных реках по последнему льду популярны пассивные ледовые донки, с которыми, то совсем пусто, то ну очень густо. Считается, что временами в реке «мертвая рыба клюет по-мертвому» – на абсолютно неподвижную наживку. Что вычисляется легко и просто. Бывает, при быстрой подтяжке поклевок много, а поймать почти ничего не получается. Тут одно из двух: либо мелочь какая-то клюет, либо для хорошей бели проводка излишне скоростная. Начинаешь тягать медленнее, более плавно – пошло что-то попадаться. Ага, тогда положу удочку на лед, и крупная шикарная густера или плотва засасывает мотыля практически мгновенно!
Время последнего льда на больших и малых реках
Ловля рыбы по последнему льду на реках отличается несколько большей опасностью, чем на стоячих водоемах, что связано с наличием течения и различных гидрологических сооружений.
На реках в это время скопления рыбы с наибольшей вероятностью будут обнаружены в местах впадения больших и малых притоков, либо же просто ручьев талых вод, в прибрежной зоне, а также на границе сильного и более слабого течения (при наличии течения активная рыба может встречаться и на глубине, в отличие от стоячих водоемов).
Важно! Лучше выбирать места с непрозрачным льдом, особенно в солнечную погоду, так как яркий свет может отпугивать рыбу.
Правила поведения на льду для рыболовов
1. Ни в коем случае не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. Перед выходом на лед обязательно поищите специально обозначенные места для перехода водоема и организованного отдыха.
3. Если вы передвигаетесь по льду группой, то соблюдайте интервал не менее 5–6 метров друг от друга и в любой момент будьте готовы оказать помощь товарищу.
4. Безопаснее всего выходить на берег и спускаться в местах, где лед виден и не покрыт снегом.
5. Внимательно слушайте и следите за тем, как ведет себя лед! Если он свистит, поет, трещит под вами, возвращайтесь к берегу, но не паническим бегством, а скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Если от каждого шага разбегаются трещины и из них просачивается вода, лучше увеличить площадь опоры и передвигаться ползком или на четвереньках! Смешная поза в данном случае может спасти вам жизнь!
6. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
7. Никогда не приближайтесь к тем местам, где растут деревья, кусты, камыши, торчат коряги, где ручьи впадают в реки, происходит сброс теплых вод с промышленных предприятий. Здесь наиболее вероятно провалиться под лед.
8. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды – это означает, что лед тонкий и двигаться по нему нельзя.
9. При выходе на непроверенный лед надо надеть легкую и теплую одежду, не стесняющую движение, а также удобную обувь, которую окутать полиэтиленовыми пакетами. Подготовить и взять с собой спасательное снаряжение: двух-трехметровый шест, прочную веревку не менее 15–25 метров длиной, «спасалки» – устройства, похожие на толстое шило и висящие на груди. Воткнув их в лед, можно подтянуться и выбраться из воды.
Прочность льда можно определить визуально:
- самым прочным считается лед голубого цвета;
- прочность белого льда в 2 раза меньше;
- серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.
Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холода ко льду.Ранее на тему:
- Меры безопасности на зимней рыбалке – не стоит рисковать жизнью за первую поклевку
- Отопление палатки для зимней рыбалки: Как обогреть и утеплить зимнюю палатку для рыбалки (ВИДЕО)
- Что взять на рыбалку, что взять на охоту: Необходимые вещи, о которых часто забывают
- Правила безопасной рыбалки: Рыбалка в грозу, рыбалка в зоне ЛЭП, что нельзя делать на рыбалке
- МЧС России предупреждает: Правила безопасного поведения на рыбалке
- ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Андрей Шалыгин PhD, DBA, Главный редактор National Explorer
Речной подтяг – разведчик и добытчик
Ключевой момент для успеха – наличие в зоне ловли активной рыбы. И главным разведчиком на реке выступает – большой подтяг. Возможность отправить оснастку далеко вниз по течению позволяет быстро пробить огромные площади с минимумом лунок, такая оперативность не снилась ни одному зимнему способу рыбалки! Второе достоинство большого подтяга – возможность пробивать течение любой силы даже на значительных глубинах. Хотя обычно этот способ ловли не стремится на самое сильное течение, где рыба держится редко, но исключения из правил бывают. Как и отсутствие клева при ловле подтягом, тогда отрываю пятую точку и бегу поперек реки, делаю на участках со слабым течением пять-десять лунок, запустив в дело уже малый подтяг с легеньким (максимум 6 г) грузиком, и бывает, набиваю свой ящик до краев подлещиком, густерой. При этом, как и в случае с большим подтягом, могу запускать оснастку достаточно далеко от лунки. Да только не всегда так ладно!
Подтяг, что большой, что малый, привязан к ловле со дна, а рыба часто поднимается значительно выше. Попытки применять легкие грузы, чтобы пробить более высокие горизонты воды, лично у меня оказывались провальными – тягаешь приманку как слепой котенок, не понимая, насколько высоко ходит оснастка. И здесь приходит на помощь многое умеющая тяжелая мормышка. Да, в качестве разведчицы она сильно уступает подтягу – приходится делать очень много лунок, поэтому обычно приглядываюсь к подтяжникам, ловящим по слабой струе. Раз здесь рыба отозвалась, пришло время запускать мормышку. Её основная прелесть в возможности работы не только на сносе, но и по вертикали. Во-первых, вертикальная составляющая проводки сама по себе отлично привлекает рыбу. Во-вторых, легко обнаружить тот клевый горизонт, где ходит рыба, то есть действую, как и на озере. Не забывая про то, что мормышку может ненароком прибить к нижней кромке льда. В запасе имею мормышки трех вариантов: 4, 8 и 14 г, по форме мне хватает простой «Уралки», леска 0.14-0.16 мм. Забавно, но тяжелая мормышка по последнему льду может наголову обловить подтяг!
Провалился. Что делать?
ГЛАВНОЕ не терять самообладание! Каждая секунда прибывания в воде работает против Вас: намокает одежда, покидают силы, развивается температурный шок!
- Проваливаясь под лед, раскиньте руки и постарайтесь избавиться от лишних тяжестей. Не паникуйте!
- На тонком (молодом) льду не делайте резких движений (не обламывайте кромку).
- По последнему льду надо ударами рук обломать распадающийся лед, что бы добраться до относительно твердой кромки.
- Выбирайтесь, по возможности в ту сторону, откуда пришли, там – проверенный лед.
- Позовите на помощь (если есть кто-то рядом)!
ВАЖНО: Старайтесь не погружаться под воду с головой! Если возможно, переберитесь к тому краю полыньи, где течение не увлекает Вас под лед. Провалившись, вы скорее всего окажетесь спиной к тому направлению, куда вам желательно выбираться
Провалившись, вы скорее всего окажетесь спиной к тому направлению, куда вам желательно выбираться.
Если вы достаете ногами до противоположного края провала, примите горизонтальное положение, упираясь в него ногами. Вытащите на лед сначала одну ногу, затем вторую. Перекатитесь на живот и отползайте подальше от места провала. Если майна большая, пробуем выплыть спиной. Характерно здесь то, что когда ложишься на спину, то голова, а соответственно и направление движения оказывается в сторону только что пройденного пути, т.е. точно на лед, по которому только что шел. Этот способ – очень эффективный и не требующий посторонней помощи и приспособлений.
А просто так, не пользуясь ничем, на лед вылезти практически невозможно, так как зацепиться на нем не за что. Так что самый эффективный способ – выплывать на лед на спине. Этот способ спасения на спине может применить абсолютно каждый, учитывая, что верхняя кромка льда возвышается над уровнем воды всего на 1-1,5 см, а то и вровень. Если вам удалось таким способом выбросить спину на лед, переворачивайтесь на живот и отползайте от полыньи. Если вы развернулись лицом к тому направлению, куда вам следует выбираться, ваша задача – выползти грудью на лед на столько, что бы вы могли вытащить ноги на край льда. Если есть – используйте спасалки (А они у вас ОБЯЗАНЫ быть!). Постарайтесь воткнуть их в лед как можно дальше от края провала и постепенно подтягиваясь на руках, переносите спасалки дальше и вытягивайте себя грудью на лед. Как только вы почувствуете, что можете освободить из воды ноги, вытащите ноги из воды и перекатывайтесь в сторону от полыньи и отползайте от нее по собственным следам.
Без спасалок задача становится намного сложнее, но можно, упираясь руками в лед, насколько это возможно, раскачать свое тело, как поплавок, и выброситься на лед грудью вперед, тут же перевернуться на спину и откатиться от полыньи.
Если к Вам уже идут на помощь, а у вас есть в кармане веревка с грузом – размотай и откинь от себя хотя бы метров на 10. Не упустите второй конец! Идеально это ледянки на 15метровой веревке, шансы, что придут на помощь посторонние люди увеличиваются в разы.
Что делать, если провалился под лед
Порядок действий давным-давно описан и изложен, и тем не менее следовать ему сложно по причине возникающей паники. Тут нужно взять волю в кулак и панику прекращать на корню и не тратить время и силы. Зимняя одежда, до того момента, пока полностью не намокнет, имеет положительную плавучесть и это время терять никак нельзя.
Если вы чувствуете, что уходите под лед, раскидывайте в стороны руки. Нужно постараться не окунуться с головой. После окончания «погружения» возникает выталкивающая сила, которой нужно воспользоваться и выползти на лед.
Если момент первой подъемной силы упущен, постарайтесь занять в воде горизонтальное положение, зацепится ногами за край льда, и выползти или выкатится из проруби. Если не удается зацепиться ногами за край льда, постарайтесь скинуть в воде сапоги, и повторяйте попытки.
Обязательно носите с собой спасалки. Веса в них как такового нет, а вот в случае проваливания под лед выползти с их помощью из полыньи достаточно просто, поочередно втыкая их в лед перед собой и подтягиваясь. В противном случае цепляться на льду не за что.
Если вы провалились в месте, где присутствует течение, то выбираться нужно в противоположную от него сторону. Это снизит риски быть утянутым течением под лед, и само течение поможет занять горизонтальное положение в воде и закинуть ноги на закраину льда.
Первая помощь купальщику
– Обязательно снять мокрую одежду. Если нет сухой одежды, то нужно выжать то, что есть. Помните, что ветер – враг, и чем он сильнее, тем быстрее наступает переохлаждение.
– Отдыхать нужно в теплом помещении или в автомобиле. Двигайтсь туда без промедления. Если до машины или отапливаемого помещения далеко, нужно незамедлительно разводить костер для согревания пострадавшего.
– Для согрева пострадавшего необходимо дать ему горячее питье. Водку следует применять исключительно для растирания замёрзших областей тела. Растирание водкой производится до покраснения кожных покровов.
Окунь
Ловля по последнему льду хищных рыб может быть достаточно увлекательна, так как с подъемом температуры воды и содержания в ней кислорода окунь существенно оживляется. В это время он хватает не только миниатюрные мормышки, но и сравнительно крупные блесны и балансиры, ловят его и на силиконовые приманки.
Встречается он в начале весны на глубинах до 2 метров, при этом наибольшие скопления окуня образуются возле различных бугров, выступов и прочих аномалий подводного рельефа. Привлекают его и прибрежные камыши, при этом нередки ситуации, когда стайки достаточно крупного окуня стоят в местах с глубиной буквально 10-15 сантиметров.
В случае с блеснами и балансирами проводки можно пробовать агрессивные, как правило в это время года окунь активен, и хорошо реагирует на живую анимацию приманки.
Фото 4. Окунек соблазнился небольшой блесенкой.
Важно! Блесной или балансиром можно постучать о каменистое дно – так есть вероятность привлечь окуня с большого расстояния. Диаметр лески при этом предпочтителен в районе 0,12 мм, однако многие рыболовы рекомендуют использовать более толстые варианты – до 0,2 мм, так как в это время есть вероятность поимки трофейных экземпляров, и слишком тонкая леска не позволит вытащить сопротивляющегося окуня из лунки
Диаметр лески при этом предпочтителен в районе 0,12 мм, однако многие рыболовы рекомендуют использовать более толстые варианты – до 0,2 мм, так как в это время есть вероятность поимки трофейных экземпляров, и слишком тонкая леска не позволит вытащить сопротивляющегося окуня из лунки.
Однако часто полосатик стоит в местах, которые грозят потерей слишком большого количества блесен и балансиров. В таком случае выручают мормышки, которые имеет смысл использовать и просто при плохом клеве на другие приманки. Мотыль, опарыш и червь при этом наиболее уловистые варианты наживки, особенно в комбинациях. Следует отдать предпочтение плавной проводке, без высокоамплитудных подбросов и с длительными паузами. Эффективным может оказаться и мелкое дрожание мормышки с последующим падением.
Подготовка и проверка прочности льда
Перед тем, как отправиться на рыбалку по последнему льду, необходимо убедиться в его прочности. Это важный шаг, который поможет избежать опасных ситуаций и подстерегающих ловцов приключений.
Вот некоторые полезные советы для подготовки и проверки прочности льда:
Исследуйте источники информации. Перед походом на рыбалку, обязательно изучите местную информацию о толщине льда и его безопасности. Обратитесь к местным органам управления или консультантам, чтобы получить актуальные данные.
Оцените видимые признаки
Отправляясь на озеро, обратите внимание на видимые признаки прочности льда
Используйте шест или ледоруб, чтобы проверить толщину льда
Важно, чтобы толщина льда составляла не менее 10 см для безопасности.
Учитывайте местные условия. Выясните, какие факторы могут повлиять на прочность льда, такие как течение, температура и погода
Эти факторы могут сильно влиять на толщину и качество льда.
Не забывайте о снаряжении. Приходя на лед, всегда имейте с собой ледоруб, спасательный жилет, надувной матрас и фонарик. Эти предметы помогут вам в случае неожиданного происшествия.
Следите за прогнозом погоды. Поддерживайте в курсе текущей и предстоящей погоды. Изменение температур и погодных условий может сильно влиять на прочность льда. Если есть какие-либо предупреждения о сильных ветрах или повышенной температуре, стоит отложить рыбалку.
Не забывайте, что безопасность должна быть на первом месте. Не рискуйте своей жизнью и здоровьем. Если есть даже небольшие сомнения в прочности льда, лучше не идти на него. Всегда обратитесь за советом к профессионалам или местным жителям, чтобы быть уверенным в безопасности ваших рыбацких приключений.
Зона риска: Рыбалка по последнему льду – что делать, если вы провалились под лед
Безусловно, рыбалка по последнему льду – это последняя возможность для рыболовов-зимников поймать трофей. Как это сделать, читайте в статье Календарь рыболова – ФЕВРАЛЬ: Календарь клева рыбы в феврале, лунный календарь на февраль и возьмите на заметку полезный обзор Рыбалка в феврале: Какую рыбу ловить в феврале. А вот о том, как обезопасить себя, мы расскажем ниже. Выходя на лед – ни на минуту не забывайте о безопасности!
Вышли на лед – вы в зоне риска
Спасатели говорят, что попасть в беду, причем в самый неожиданный момент, может каждый, как в период становления льда, так и во время его весеннего схода! В доказательство приводят случаи, как однажды санки с ребенком и его папой, потерявшим управление, влетели с горы прямо в прорубь или под лыжником образовалась трещина и лед разошелся, а рыбацкая лунка, образовав большую полынью, позволила «искупаться» девушке, двигавшейся по льду нормальной толщины. Так что, как утверждают в МЧС, любой человек может попасть в чрезвычайную ситуацию, связанную со льдом: на рыбалке, охоте, в походе, на прогулке, при переходе водоемов. Условия самоспасения – постоянная готовность к действию в экстремальных ситуациях и хотя бы минимальная физическая подготовленность.Тайны льда
Коварство ледовой стихии в том, что на любом водоеме толщина и прочность льда везде разная. Поэтому в обычной житейской ситуации следует помнить, что:
- безопасная толщина льда для одного человека – не менее 10 см;
- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы – 15 см и более;
- гуляя с собакой возле водоема, необходимо держать ее на поводке, а маленьких детей держите за руки или на руках;
- кататься на коньках на естественных водоемах можно, только если лед чистый, а не под снегом. Толщина льда должна быть не менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 см;
- безопасная толщина льда для проезда автомобилей – не менее 30 см.
Вниманию рыбаков!
С максимальной осторожностью спускайтесь с берега!
Не выходите на темные участки льда – они быстрее прогреваются на солнце и, естественно, быстрее тают.
Не подходите к другим рыболовам ближе чем на 3 метра и не обсверливайтесь лунками. Между каждой новой лункой расстояние должно быть не менее 5–7 метров.
Не используйте нагревательные приборы, находясь на льду!
Проверяйте каждый шаг на льду специально взятым шестом, но не бейте лед перед собой – лучше сбоку
Если после первого удара лед пробивается, немедленно возвращайтесь на место, с которого пришли.
Если лед начал вскрываться, не паникуйте, распластайтесь на своем участке, забыв о всяких вещах и улове, и немедленно звоните в службу спасения!
Безопасность на льду
Как и первый, последний лед в зимнем сезоне может представлять немалую опасность, особенно для невнимательных и увлеченных хорошим клевом рыболовов. Лед в это время уже может быть тонким, к тому же ряд факторов приводят к тому, что он оказывается еще и неоднородным по прочности и грузоподъёмности. В конце сезона наиболее опасны:
- Прибрежные участки, особенно с наличием растительности или поваленных деревьев.
- Места возле труб сброса воды, мостов и других подобных конструкций.
- В местах сильного течения лед также существенно ослаблен.
- Большое количество пузырей воздуха свидетельствует о слабом участке.
Важно! Бур лучше нести на плече в разложенном состоянии. При проваливании под лед его можно установить поперек полыньи и использовать для того, чтобы выбраться из воды.. Примерное представление о прочности льда можно получить по его цвету:
Примерное представление о прочности льда можно получить по его цвету:
- Прозрачный или голубоватый считается наиболее прочным.
- Белый цвет говорит о примерно в 2 раза меньшей прочности по сравнению с первым вариантом.
- Одни из самых опасных вариантов – матово-белый и желтоватый, так как такой лед зачастую ломается без характерного предварительного треска.
Фото 3. Этот лед еще прочный.
Важно! Повысить вероятность выбраться из ледяной воды могут так называемые «спасалки» — парные рукояти удобной формы с металлическим шипом, которые соединены веревкой. Ими можно успеть зацепиться за лед, и использовать как упоры при вытаскивании тела из воды.. Для проверки льда на прочность можно использовать пешню – если она пробила лед, этот участок необходимо обойти
Для проверки льда на прочность можно использовать пешню – если она пробила лед, этот участок необходимо обойти.
Едем по льду на машине
Призывать не ездить, бесполезно. И если вы все же решились на столь рискованный поступок, то существуют некоторые правила перемещения по льду на автомобиле.
Правил несколько:
- Никогда не надо ехать по чужой колее ( только в случае крайней необходимости) На льду частенько образуются трещины, они не прямолинейны и подмерзают за день – два, но образуются своего рода языки, зоны ослабленного льда. Первая или сто первая машина идущая перед вами по колее, ломает такой язык, но сама пролетает его, и это уже ваша доля.
- Лед всегда неоднороден по своей толщине, там где дно неровное и есть тяга – теплая донная вода истончает лед своеобразными пятаками. Эти опасные места надо просто знать, то есть кататься по ледяному полю не от кучи к куче, а обдуманно. Если вы все таки попали на опасный участок льда, пробурите серию лунок и промерьте лед по предполагаемому маршруту.
- Всегда “слушайте” лед, под машиной он всегда гудит, есть гул не правильный, издаваемый льдом испытывающим критическую нагрузку. дело это субъективное, но проще остановиться и пробурить , померить лед. К слову – лед в 20 см смело держит буханку!
- Не возите с собой пьяных друзей, если рыбалка с ездой по льду – пить только на берегу, после рыбалки.
- Если вы передвигаетесь на двухдверной Ниве и вам страшно (бывает и так если в машине больше двух человек, а двери всего две), откройте багажник и пусть на его край сядет третий-четвертый пассажир, ноги свисают, не страшно, за то есть ответственность за жизнь пассажира.
- Первый враг водителя на льду – это снежный буран, следы на льду заметает мгновенно, можно потерять дорогу, залететь в торосы, или перемет из снега , нужна лопата, веревка, и готовность копать – толкать до посинения.
для выездов на лед можно определить основные критерия рыбаков и их транспортных средств: 1. авто-спец средства для бездорожья (УАЗики, НИВЫ, ЕраЗы, Полноприводные ДЖИПЫ) 2. автомобили (все машины) 3. Индивидуальные средства передвижения (тарантасы, снегоходы)
Первые – самые тяжелые по весу и соответственно самые опасные в зимний период это первая категория транспортных средств. Выезд на лед на таких машинах сопряжен с серьезной опасностью, даже если в целом на водоеме стоит устойчивый ледовый ковер, то при сбросе или при подъеме воды, т.е. в связи с изменением ледовой ситуации возможны появления трещин и полыней, как правило, они и становятся виновниками трагедий на льду. Также существует устойчивая система на водоемах толщины льда: Есть зоны тонкого льда и наоборот, необходимо иметь четкое представление о таких границах безопасности (пример о.Кудрявый, Малиновые острова, это террирории повышенной опасности для выезжающих на лед) Для таких средств передвижения необходимо иметь обязательно пару широких досок, прочный трос , большой длины (желательно стальной), навигатор с лоцией, компас, и опытного штурмана с хорошим зрением, при передвижении, двери должны быть приоткрыты и задний выход доступен в случае экстренной ситуации
Передвижение таких средств обязательно должно происходить группами по 4-5 автомашин! Это очень важно, по своему опыту скажу, проваливались передним мостом мы в трещину не раз, но благодаря следующим за нами автомобилям удавалось выбраться из нее с наименьшими потерями, быстро зацепив тросом и вытянув медленно проседающую машину! Движение группой необходимо еще и потому, что быстро переметающую дорогу порой бывает плохо видно и часто приходится пробиваться, соответственно увеличивается расход топлива и усталость водителя и штурмана, поэтому необходима смена ведущего группы! Важно в такой группе иметь дружеские отношения между членами команды, знать номера телефонов, рыболовные пристрастия. При выходе в район лова, необходимо быть в визуальном контакте с членами своей команды, в случае необходимости придти на помощь, или в кратчайшие сроки всех собрать: для поиска рыбы или с целью эвакуации, в связи с изменением погодных условий! Все члены команды должны понимать серьезность положения и действовать слаженно в сложных ситуациях, подчиняясь дисциплине и под руководством опытного рыбака (штурмана, как угодно)
Если, не дай Бог, машина попала в промоину или трещину, немедленно открывайте на полную ширину двери и покидайте машину, держа под контролем ситуацию и всегда стараясь помочь другим! Машина погружается (если попала в трещину и лед расходится) около 2 мин.
При правильной и спокойной эвакуации можно избежать жертв! Если в полынью, то быстрее – около 30 сек. В этой ситуации отплывайте максимально дальше от машины!
Вода ошибок не прощает, даже твердая…
Выбор места и подготовка
Перед началом рыбалки необходимо правильно выбрать место на озере
Чтобы быть уверенным в надежности льда, следует обратить внимание на его толщину, цвет и структуру. Сплошной лед, плотно примыкающий к берегу, светлого цвета и без трещин, является наиболее безопасным
Если лед имеет темную окраску или неровную поверхность, стоит выбрать другое место для рыбалки.
Перед выходом на лед необходимо составить план действий и учитывать прогноз погоды, особенно температуру воздуха. Если температура поднимается выше нуля, следует быть особенно осторожным, так как это может привести к таянию льда и усилению подвижности на его поверхности. Одним из самых важных советов является вовремя вернуться с рыбалки, чтобы не попасть в ледяную опасность.