Содержание книги Водные преграды и переправы через них, способы и виды водных переправ, средства преодоления водных преград.
Введение.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДНЫХ ПРЕГРАДАХ И ПЕРЕПРАВАХ. 1.1. Краткая историческая справка. 1.2. Классификация водных преград. 1.3. Способы и виды переправ. Вопросы для контроля и самопроверки.
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДНЫХ ПРЕГРАД. 2.1. Средства преодоления водных преград. 2.2. Понтонные парки. 2.3. Буксирно-моторные катера. 2.4. Переправочно-десантные средства. 2.5. Мостостроительные средства. 2.6. Разборные мосты. 2.7. Механизированные мосты. Вопросы для контроля и самопроверки.
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕПРАВ. 3.1. Десантные переправы. 3.2. Паромные переправы. 3.3. Мостовые переправы. 3.4. Переправы танков под водой. 3.5. Водные переправы вброд. 3.6. Ледяные переправы. Вопросы для контроля и самопроверки.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕНДАНТСКОЙ, СПАСАТЕЛЬНОЙ И ЭВАКУАЦИОННОЙ СЛУЖБ НА ПЕРЕПРАВАХ. 4.1. Комендантская служба. 4.2. Комендантская служба в различных видах боя. 4.3. Спасательно-эвакуационная служба. 4.4. Защита переправ. 4.5. Маскировка переправ. Вопросы для контроля и самопроверки.
5. ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ В ЦЕЛЯХ ВЫБОРА МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ. 5.1. Цели и задачи инженерной разведки водных преград. 5.2. Средства инженерной разведки водных преград. 5.3. Определение характеристик водных преград. 5.4. Порядок действий инженерно-разведывательного дозора по разведке водной преграды. Вопросы для контроля и самопроверки.
Приложение 1. Основные сокращения, применяемые в боевых документах. Приложение 2. Основные условные обозначения, применяемые в боевых документах. Приложение 3. Карточка инженерной разведки.
Как подготовиться к речной поездке на аэролодке?
Водитель перед поездкой обязан убедиться в исправности маломерного судна. К слову, панель управления может отличаться в зависимости от модификации передвижного средства. Перед поездкой на аэролодке Север необходимо удостовериться в исправности всех приборов, проверить наполненность топливного бака, ход рулевой баранки, работу кнопок и рычагов. Также водителю следует:
- проверить присутствие весел на борту;
- убедиться в правильности расположения груза и в качестве его фиксации;
- оценить исправность насоса, который в аварийной ситуации будет нагнетать воздух в отсеки подушки;
- осмотреть механизмы силовой установки на предмет наличия заглушек, накидок и чехлов (если они есть, то их нужно убрать);
- проверить давление в воздушной подушке;
- оценить состояние подвески в целом и ее отдельных элементов, в частности
Еще перед стартом движения водитель обязан убедиться в том, что рядом с винтом аэролодки нет людей, животных и посторонних предметов. Также нельзя ехать, пока не будет визуально осмотрены топливные фильтры, пассажирские сиденья (на предмет надёжности их фиксации), механизмы мотора, кили, ходовые огни и приборы контроля.
В чем преимущество
Не разбирающиеся люди могут выдвинуть претензию «Зачем судно с надувными секциями, ведь от обычной лодки отличия только в размерах?». Преимущество в возможности выехать на берег, двигаться по снегу и даже по льду. Плюс, для этого не обязательно ровное покрытие, судно может переваливаться по ледяным глыбам. На скорости вы можете не притормаживать перед переходом на лед.
И естественно вместимость и грузоподъемность, за счет которых можно брать на борт много человек, либо тяжелый груз. Самая дешевая версия способна перевозить тонну груза.
Сразу расскажем про безопасность, ведь сразу кажется, что льдины и камни пробью подушку и вы потонете. Производитель все прекрасно понимает, поэтому подушка защищена резиновыми накладками – брызговиками на языке автомобилистов. Второй момент – даже если проткнуть половину подушек судно будет держаться на плаву.
Что такое аэролодка
Аэролодка – это лодка-амфибия. Если обычной лодке для движения нужен определённый объём воды под ней, а судну на воздушной подушке – более-менее гладкая поверхность, то такие прогрессивные модели созданы для того, чтобы без проблем перемещаться по мелководью и заболоченной местности в случае необходимости
Последнее особенно важно: если вы привыкли ходить по реке или озёрам, то аэролодка прекрасно с этим справится, но одновременно и пройдёт там, где стандартные аналоги бессильны
Аэролодку можно легко отличить от других небольших судов за счёт большого заднего воздушного винта. Он создаёт тягу и позволяет лодке двигаться на хорошей скорости, при этом избегая повреждений. Соответственно и конструкция таких судов максимально прочная, в том числе днища. Это современные полимерные материалы, которые прекрасно подходят в том числе для эксплуатацию в тяжёлых, часто экстремальных условиях. К примеру, https://severboat.ru/models/ – модели бренда “Север”.
Лодки-амфибии используют для передвижения по территориям, которые находятся вдали от населённых пунктов или имеют проблемы с коммуникациям. Одно из важных применений такой техники – коммерческое. Аэролодки спокойно перевозят большие для такой массы объёмы грузов.
Преимущества аэролодок «Север»
Аэролодки легко преодолевают насыщенные препятствиями горные потоки, загрязненные участки, ледяные торосы. Пользуются большой популярностью. Имеют ряд преимуществ:
- Лодки развивают большую скорость;
- Преодолевают преграды такие, как бревна, камни, лед;
- Имеют уникальную силовую установку;
- Усиленную защиту днища;
- Отличная проходимость;
- Устойчивость к внешним климатическим воздействиям;
- Презентабельный внешний вид;
- Имеют доступную стоимость.
Аэролодки становятся все популярней с каждым днем.
Продукция бренда «Север», выпускает только качественные аэролодки, которые изготовляются по всем положенным нормам и стандартам. Модель лодок продумала до мельчайших деталей, что делает ее удобной и надежной в эксплуатации. Каждая лодка предоставлена с подробным описанием всех имеющихся функций. Лодки бренда » Север»-это лодки премиум-класса.
Сплав по реке
Герметизация снаряжения, создания из него некоего временного плота – это хороший прием для форсирования, но не для сплава. Конечно можно сплавиться на пару километров, но не более. Чем дольше плывем, даже с хорошо собранным снаряжением, тем выше риск его намочить. Так что, для сплава безальтернативно нужно заняться созданием пусть небольшого, но плавсредства.
В самом примитивном варианте это может быть обломок толстого бревна, валежника. Но желательно построить плот из бревен или какого-то мусора. Сегодня мало мест, где человек не оставил следов своего варварского пребывания. Так что, бывает удается найти изрядное количество бутылок, канистр, пустых бочек и прочих емкостей, даже на довольно диких таежных реках. Если таких «следов цивилизации» река не нанесла, то придется мастерить плот из древесины.
Если нашли большие бочки от ГСМ, но в них есть течь, её можно заделать при помощи жидкой живицы из хвойных деревьев. Работает не хуже клея или герметика.
Как правильно выбрать аэролодку
Компания севербоат реализует только качественные аэролодки положительно зарекомендовавшего себя бренда «Север». На этом рынке компания работает на протяжении длительного времени. Вся продукция имеет сертификаты качества и производится согласно всем требованиям государственного регламента. Вся продукция прошла требуемые испытания.
Выбор лодки основывается из расчета необходимых функций покупателя. Учитывается факт для чего приобретается аэролодка. Обратившись https://severboat.ru/ опытные консультанты помогут с выбором и ответят на все интересующие вопросы. При покупке лодки компании «Север», прилагаются все необходимые инструкции и документы.
Чтобы сделать правильный выбор в пользу качественной аэролодки, нужно связаться со специалистом официального представителя. Он подробно опишет функциональность лодки, подберет вариант на основании потребностей и сферы применения. Покупка у представителя – это просто, надежно и комфортно, а также гарантия качества.
Аэроглиссер
Аэроглиссер (аэролодка, лодка с аэроприводом) – это глиссируюшее судно, приводимое в движение аэродинамическим движителем – воздушным винтом или самолетной турбиной.
Рекорды максимальной скорости на воде поставлены именно этим типом судов. Движение аэроглиссера – амфибии основано на принципе качественного глиссирования плоскодонного корпуса. При движении по мелководью между днищем корпуса и дном водоема возникает дополнительная подъемная сила, уменьшающая осадку. Эта сила, называется экранным эффектом или аквапланированием. Она тем больше, чем меньше расстояние между двумя поверхностями и больше скорость судна.
Аэроглиссеру для нормального движения достаточно глубины в несколько сантиметров. Использование винтомоторной установки или аэропривода вместо традиционных гребных винтов или водометов уменьшает требования к глубине водоема, качеству воды и вообще ее наличию.
Достаточная тяга создаваемая установкой позволяет судну двигаться по любым поверхностям вода, снег, лед, болото, влажная трава, сапропель…. Наиболее подходящие двигатели это авиационные. Именно эти двигатели обладают удивительной выносливостью малым удельным весом при высокой мощности. Надежность является главным качеством двигателя аэроглиссера ведь это внедорожная или внесудоходная техника. К корпусу аэроглиссера предъявляются повышенные прочностные требования. Это высокая износоустойчивость материала днища и способность выдерживать значительные ударные нагрузки. При всем этом корпус должен иметь высокие мореходные качества быть остойчивым и управляемым и в тоже время иметь небольшой вес.
Трудно придумать материал более подходящий для этих целей чем Титан, но по причине его высокой цены чаще используется алюминий и сплавы алюминия. Управление аэроглиссером выполняется при помощи аэродинамических рулей. Рули находятся в воздушном потоке толкающего винта и обладают высокой эффективностью. Хороший аэроглиссер может разворачиваться вокруг своего центра, практически на месте. Как орган управления наиболее удобным признан румпель, как у подвесного лодочного мотора. Для улучшения обзора при движении в камышах, кустарниках, сидение пилота устанавливается на значительной высоте над палубой судна. Это так же позволяет лучше видеть рельеф дна водоема на мелководье.
Аэроглиссер – это амфибия, способная достичь мест, недоступных для других транспортных средств. Необыкновенная устойчивость и маневренность, высокие скорости (до 80 км/ч по воде и более 120 км/ч по снегу) делают этот вид транспорта все более популярным среди охотников, рыболовов и любителей экстремальных видов отдыха.
Форсирование водных преград
Сложность пересечения водных преград определяется тремя факторами:
- глубиной
- силой течения
- объемом вашего снаряжения
Если мелко, есть полноценный брод, а течение умеренное, то можно пересечь реку даже с большим количеством снаряжения. Просто держать вещи над головой. Если требуется, то сделать две ходки. Но такие идеальные условия встречаются не всегда. Зачастую приходится столкнуться с речкой, где нет брода по всей ширине. Если есть участки, где вам максимум по грудь, то там очень сильное течение. Это также не позволит пересечь преграду, не замочив вещи.
С быстрым течением на средней глубине можно бороться при помощи шеста. Вырубают прочный длинный шест. Рюкзак стараются сделать непромокаемым, о чем поговорим ниже. Держат его на одном плече. Нельзя при форсировании одевать рюкзак на оба плеча. Если вас потоком сшибет с ног, то будет сложно скорректировать свой дрейф и снять рюкзак из такого положения. Так недолго и в пороги влететь, а это уже опасно для жизни. Если дело происходит зимой или просто по холодной воде, то долгое барахтанье тоже сулит огромные риски.
Если рюкзак не очень тяжелый, то его можно переносить через реку, воспользовавшись достаточно длинной веткой с развилкой на конце. На неё цепляем рюкзак и переносим.
Заходят в воду. Шест упирают вниз по течению, под углом около 45 градусов. Удерживаясь на такой подпорке продвигаются поперек потоку. Фиксируются и снова переставляют шест. Достаточно простая, но проверенная техника для бурных горных рек.
Если глубина не позволяет идти по дну на всем протяжении потока, нет иного выхода и придется плыть. Соответственно нужно сделать ваше снаряжение непотопляемым и обеспечить запас плавучести для поддержания вас самих. В какое бы время года не проходил сплав, следует снять обувь и одежду по максимуму. При правильной подготовке снаряжения вы доставите все это сухим на другой берег, а если одежда и особенно обувь промокнет на вас, то быстро их никак не высушить.
Плот из тента и лапника
Другим интересным вариантом для сохранения снаряжения сухим, является создание небольшого плота из лапника.
Тент расстилают на земле. Заготовленные ветки хвойных деревьев укладывают кольцом. Получается подобие спасательного круга. Венок из лапника обвязывают веревкой. Затем скручивают полученную конструкцию восьмеркой и накладывают друг на друга две сформированные петли. Снова перевязывают веревкой. Получается плотное кольцо из хвойных веток. В середину кольца вставляют рюкзак. Сверху завязывают концы тента. Получается отличный плотик.
За счет пустот между хвоей конструкция получается плавучая. Тент защищает содержимое от промокания. Опираясь на такой плот можно переплывать реки.
Почему именно “Север”
Компания “Север” создаёт аэролодки премиум-класса. Сухо в цифрах под этим брендом выпущено более 800 аэролодк разных моделей – их в ассортименте уже более 15 штук. В команде сегодня работают более 350 человек – за годы существования здесь собраны лучшие специалисты в своей сфере. При этом на 85% в производстве российских аэролодок используются оригинальные запчасти
Компания создаёт свою продукцию, несмотря на наличие конвейера и современных технологий, практически в ручном режиме, бережно, с вниманием к деталям и постоянным чётким контролем качества. При этом никаких ограничений в плане моделей нет
Специалисты подберут то, что нужно непосредственно вам, и модернизируют существующие аэролодки в соответствии с вашими запросами.
СВП на земле
Поведение СВП на земле более инертное, чем на воде, но не такое свободное как по льду или снегу. Сцепление на разных типах грунта может отличаться, но в целом оно меньше, чем с водой. Катер поднимает клубы пыли, но они остаются позади. При использовании СВП на земляной поверхности нужно позаботиться о защите винтов от мусора.
При движении по земле износ ГО повышается приблизительно на 30-40%. При выходе на асфальт или гравий износ повышается на 70-80%, что так же является усредненной субъективной оценкой. Износ ГО может зависить от многих факторов. Предпочтительно перемещаться по воде, снегу или льду, что бы продлить жизнь гибкому ограждению. На скорости садиться на дно над землей не рекомендуется. Вероятнось переворота судна над землей при сбрасывании давления в подушке резко повышается.
Для экстренного торможения над землей применяется разворот на 180 градусов и кратковременный полный газ. Эффективный разворот совершается в соответствии с вращением маршевого винта. При вращении винта против часовой стрелки разворот совершается через левый борт и наоборот для вращения по часовой стрелки. Если у судна два винта и они вращаются противоходом, то разворот нужно совершать в сторону более загруженной половины.
Двигаясь по незнакомому участку не рекомендуется набирать максимальную или близкую к максимальной скорость. Главной неприятностью может оказаться неожиданно попавшийся на пути провал или углубление. При глубине ямы более 1 метра воздух из ГО выходит практически за секунду. Последует нырок и удар. Скеговые суда в этом случае погасят некоторое количество энергии удара, но все же таких ситуаций допускать нельзя. Над землей на курс движения может неожиданно выбежать дикое животное или можно наткнуться на крупное препятствие скрытое кустарником.
Тяжелее всего СВП идет по плотной высокой траве – не более 30 километров в час. Следует избегать плотных зарослей камыша. Преодолеть заросли катер на воздушной подушке не сможет. Примятый камыш поднимит судно над землей и гибкое ограждение сразу же потеряет давление, так как лисьтья будут пропускать воздух.
Движение по земле является самым опасным режимом для СВП и его рекомендуетсяосуществлять только по тщательно подготовленным и проверенным трассам.
Непотопляемый рюкзак
Бытует миф о том, что можно утопить, потерять рюкзак, который упал с плавсредства во время сплава. Тут все зависит от того, как рюкзак собран. Опытный турист или военный напротив использует рюкзак, как поплавок, как спасательный буй. Как же добиться того, чтобы рюкзак не тонул? Для этого используется несколько степеней защиты.
Во-первых, желательно иметь рюкзак с прорезиненной внутренней поверхностью. Такой внутренний слой дает не только определенную защиту от быстрого набора воды, но и механическую защиту содержимого, необходимую жесткость. В хорошо закрытый рюкзак вода будет набираться через застежки и впитываться во внешнюю оболочку.
Во-вторых, хорошо использовать большие мусорные пакеты или кусок полиэтиленовой пленки. По опыту, паке легче и практичнее. Пленку в поход берут редко. Используют тент, но его используют снаружи, а не внутри. Так что несколько больших мусорных мешков – это крайне полезное и почти невесомое дополнение к комплекту снаряжения. Пакет устанавливается внутрь рюкзака, изолируя содержимое от стенок.
В-третьих, используется туристический коврик каремат. Это вообще один важнейших элементов снаряжения, который следует иметь с собой в любом походе и выезде на природу. Кроме короткого летнего периода, да и то не всегда и не везде, от холодной земли можно получить букет различных болячек. Чтобы сохранить здоровье и силы, используют коврик. Если лежат, спят на земле, то только простелив его. В походном положении, особенно при форсировании водных преград, каремат сворачивают в цилиндр и делают следующим кольцевым слоем в рюкзаке. Уже внутрь этого импровизированного тубуса отправляется прочее снаряжение.
Коврик очень важен, поскольку придает рюкзаку серьезную дополнительную плавучесть. Даже если в штатном положении вы несете его снаружи, свернув плотным рулоном и пристегнув сбоку, то для форсирования желательно уложить его в рюкзак.
Дно рюкзака затыкают герметичным пакетом со сменными вещами. Какое-то маломальское белье для смены нужно иметь обязательно. Пусть даже оно не используется из похода в поход, но когда все промокнет, и ситуация будет усугубляться – этот пакетик может спасти вас от серьезных заболеваний и осложнений. В сложенном виде – это дополнительный плюс к плавучести и гидроизоляции.
Дальше укладывается остальное снаряжение. Пакет сверху стягивается, по возможности даже подвязывается каким-то шнурком. Рюкзак плотно закрывается. Снаружи его оборачивают тентом. Водонепроницаемый тент очень полезен и в этом случае тоже пригодится. Его края завязывают крест на крест над рюкзаком. Получается отличный поплавок, который и сам не тонет, и вас удержит на воде, если даже на него навалитесь всем телом. Так форсируют преграду, держась за рюкзак. Можно даже пристегнуться к нему, чтобы его не унесло, и вы не потеряли снаряжение. Грамотно собранный рюкзак – это не груз и якорь, а совсем наоборот.
Если рюкзак хорошо держится на воде даже без коврика, то можно собрать снаряжение иначе. Каремат свернуть в плотный рулон и засунуть в чехол. Иметь отдельный чехол для коврика – это хорошая затея. Он послужит дополнительной сумкой для каких-то припасов, если что. В данном случае собирают некое подобие катамарана. Вырубают пару отрезков толстых веток. Притягивают их по бокам рюкзака, а к другим концам привязывают упакованный коврик. Всю конструкцию опять же облачают в тент. Его сверху надежно застегивают и перевязывают.
На таком плотике можно лежать целиком и форсировать водные преграды. При этом вы даже намочитесь не целиком.
Такой способ практикуют военные спецподразделения. Можно перемещаться по воде тихо, скрытно, имея обзор, но скрывая лицо, часть профиля тела за рюкзаком. В этот выступ в боевых условиях может быть даже помещена бронепластина.
Модели компании Север
Производитель ставит один из двух видов в зависимости от модели. Опционально можно поставить все то угодно, например, дизельный агрегат.
Моторы:
- 1UZ-FE VVT-I;
- LS-3-430.
1UZ-FE – легендарный V8 от Тойоты, который ставился на несколько моделей. В плане надежности это один из лучших двигателей в мире. LS-3-430 – V8 от Шевроле Корвет C6 на 430 лошадиных сил и 575 H*m крутящего момента.
Именно благодаря мощному двигателю легко заезжать на сушу. Максимальная скорость – второй удивительный момент для подобной техники. Производитель фиксировал 180 км/ч по воде.
Все модели
Модель | Цена | Модель | Цена |
---|---|---|---|
Север 750К Лонг | от 7 995 000 ₽ | Охотник 650 | от 1 950 000 ₽ |
Охотник 650 К1 | от 2 915 000 ₽ | Охотник 650 К2 | 2 915 000 ₽ |
Север 650К | от 4 485 000 ₽ | Фантом 650К | от 4 125 000 ₽ |
Север 750К | от 6 945 000 ₽ | Фантом 750К | от 6 945 000 ₽ |
Север 650 | от 2 915 000 ₽ | Фантом 650 | от 2 640 000 ₽ |
Фантом 750 | от 3 150 000 ₽ | Фантом 850А | от 7 715 000 ₽ |
Фантом 850 | от 7 550 000 ₽ | Фантом 850К | от 6 505 000 ₽ |
Нюансы подготовки к речному путешествию на маломерном судне, о которых должны знать пассажиры
Следует тепло одеться в облегающие вещи. На голове должна присутствовать утепленная шапка. Нельзя с собой брать колющие или режущие предметы, а также взрывоопасные вещества. Они могут нанести непоправимый вред аэролодке.
Запрещено садиться в маломерное судно при плохом самочувствии. В поездке сложно будет оказать вам качественную первую помощь. Хотя аптечка и медикаменты первой необходимости всегда есть в арсенале водителя. Также пассажирам нельзя:
- употреблять наркотические средства и алкогольные напитки перед отправлением;
- брать с собой в путешествие детей возрастом младше 7-ми лет;
- отправляться в путешествие с животным;
- нарушать установленное ограничение по пассажировместимости;
- осуществлять хаотичную посадку в судно (нужно проходить в салон строго по одному).
При выходе на открытую площадку нужно надеть спасательные костюмы/жилеты. Они удобно и быстро подгоняются по размеру. Их застежки надежно и герметично защелкиваются.
Уже во время поездки запрещается ходьба по салону, нырки в воду с движущейся лодки, раскачка судна, сидение на бортах плавательного средства, постоянное пересаживание с одного места на другое. Так как лодка будет двигаться с внушительной скоростью.
Также нельзя близко подходить к работающим винтам. Инструктаж по поводу поведения на аэролодке во время путешествия зачитывать водитель судна. Если пассажиры соблюдают инструкцию, то уровень безопасности речного путешествия заметно повышается. Поездка становится комфортной и приятной для всех ее участников.
На каком маломерном судне стоит путешествовать? Существуют разные модификации плавательных средств подобного типа, но наиболее популярными считаются лодки Север – отзывы о них в интернете только положительные. Техника хорошо себя зарекомендовала в процессе эксплуатации и справилась с самыми экстремальными условиями.
Путешествие по реке на аэролодке – как подготовиться
Принцип работы
Технически это действительно классическая лодка с несколькими надувными секциями, которые крепятся к раме. Под секциями ничего нет, поэтому можно прыгать по льдинам.
Судно на воздушной подушке не соприкасается со льдом или водой. Вы можете залезть под такое судно, то есть оказаться внутри воздушной подушки.
Двигается судно за счет оборотов лопастей, которые по сути отталкивает технику от воздуха. Поворачивает аэролодка тоже за счет воздуха, ведь за лопастями стоят киля, меняющие угол расположения и соответственно поворачивая судно.
Лопасти крутятся за счет классического двигателя внутреннего сгорания от обычного автомобиля. Здесь открывается все преимущественно компании Север – переходим к подробному обсуждению моделей.
Цена вопроса
Стоимость аэролодок, разумеется, варьируется в зависимости от модели (то есть конструкции, скоростных характеристик, грузоподъёмности и вместимости). Бюджетные модели начинаются от менее чем 2 млн рублей, а самые дорогие могут достигать почти 9 млн. К примеру, популярную на российском рынке модель – аэролодка Фантом 850 К – можно купить от 7 млн рублей. Это грузовой вариант судна, который способен перевозить груз массой до 3 тонн. Вместимость салона при этом составляет до 5 человек. Скорость развивается до 48 км/ч. Подобную модель заказывают как государственные структуры, так и частный бизнес во многих регионах страны.
История появления
Впервые о подобном изобретении задумался шведский ученый Эммануил Сведенборг в 1716 году, но до конца ее не довел. Развитием занимались другие ученые, пока российский ученый Циолковский не изобрел то, что мы привыкли видеть при слове аэролодка.
В 1995 году появился первый официальный патент, который подал Кристофер Кокерелл. Уже тогда техника могла разогнаться до 130 км/ч.
Компания Север существует с 2014 года и первым делом она занималась выпуском вездеходов из-за любви основателя к охоте и рыбалке. Сейчас это большая по меркам ниши компания, продукцию которой закупают компании и даже МЧС, ну и конечно обычные любители подобного отдыха, хотя именно аэролодки приобретают для какой-то нужды.